Причины реформы церкви

• Утверждение Русской православной церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между Русской церковью и православным Востоком.
• Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — условие объединения церквей России и Украины.
• Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов.
• Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов (твёрдо установленных правил), обусловленны отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.
• Падение общественной нравственности.
• Укрепление новой династии Романовых у власти.
• Усиление процесса централизации власти

Конец 1640-х — 1652 г. — «Кружок ревнителей древнего благочестия» [новгородский митрополит Никон (патриарх с 1652 г. ), духовник царя С. Вонифатьев, протопопы (старшие священники) Аввакум, И. Неронов, боярин Ф. М. Ртищев]

    Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. Первым патриархом Московским и всея Руси стал Иов.

Задачи реформы церкви

• Поднять авторитет церкви в глазах верующих.
• Вернуться к первоосновам христианства.
• Остановить проникновение западного влияния в Россию

Реформы патриарха Никона (1652—1667 гг.)

Конец 1653 г. — принятие реформ Церковным собором.

Содержание реформ Позиция Никона
(реализована в ходе реформ)
Позиция Аввакума
• Исправление богослужебных книг Новые греческие богослужебные книги Древнерусские (византийские) книги
• Исправление обрядов русской православной церкви, икон, архитектуры Введение троеперстия, поясных поклонов вместо земных во время богослужения, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон (для богослужения допускались иконы только
греческого образца), запрет шатровых церквей
Максимальное сохранение старины

 

Последствия реформ

• Централизация церкви.
• Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром.
• Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.
• Контроль над верующими.
• Развитие церковного образования.
• Усиление личной власти Никона.
• Церковный раскол

Церковный раскол

после собора 1666–1667 гг., который:
• осудил стремления Никона поставить себя выше царя, лишил его патриаршего сана;
• одобрил все реформы Никона, проклял старообрядцев → начало их жестоких преследований.

Официальная Православная церковь Старообрядчество (раскольники, староверы) — совокупность различного рода религиозных организаций, отказавшихся признать церковные нововведения Никона. Глава старообрядчества и идеолог раскола — протопоп Аввакум —в 1682 г.
заживо сожжён в Пустозёрске.

 

Никон (в миру Никита Минов) (1605—1681 гг.) — седьмой патриарх Московский и всея Руси (1652—1667 гг.). Родился в Нижегородском уезде в семье мордвинского крестьянина. В 20 лет стал священником в своём селе, а в 30 — постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру.
Провёл церковные реформы.
Присвоил себе титул «великого государя», в посланиях за границу писался «великим господином и государем».
Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под лозунгом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царём. В 1658 г. оставил патриаршество и удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На Церковном соборе 1666—1667 гг. лишён сана и выслан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. Около 15 лет провёл в заточении, но духом не смирился. В 1681 г. Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в
Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Новоиерусалимском монастыре

Аввакум Петров (1620 или 1621—1682 гг.) — протопоп, идеолог старообрядчества, один из руководителей церковного раскола, выходец из семьи священника.
Служил в Казанском соборе на Красной площади.
В 1653 г. резко выступил против церковных реформ патриарха Никона сослан с семьёй в Сибирь.
В 1663 г. — возвращён в Москву, продолжил борьбу с официальной церковью.
В 1666—1667 гг. осуждён на Церковном соборе, лишён сана и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме. Написал «Житие» — первое произведение нового жанра — автобиографию-исповедь — и многие другие произведения.
В 1682 г. «за великие на царский дом хулы» был вместе с товарищами заживо сожжён в срубе

Раскол означал:
• признание того, что церковные обряды Руси являются неприкосновенными и неизменными святынями;
• желание части общества и духовенства сохранить «старину» и не допускать перемен, способных её нарушить.

Формы борьбы раскольников

• Тайное держание веры.
• Непосещение и обличение официальной церкви.
• Уклонение от переписей и повинностей государства.
• Бегство из-под власти царя, поиск находящегося под защитой Бога «сокровенного города Китежа» или страны «Беловодье», находящейся под властью священника.
• Самосожжение раскольников (с 1675 по 1695 г. произошло около 40 «гарей», в огне которых погибло до 20 тыс. человек).
• Открытые вооружённые выступления.

Последствия церковного раскола

• В русской мысли и культуре сформировалось одно из направлений, в основу которого был положен приоритет духовной жизни над плотской, постоянное самосовершенствование на основе неизменных догматов и обрядов.

• Старообрядчество распалось на ряд течений, выдвигающих идеи и требования от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до демократизации церкви, отрицания крепостного строя и закабаления личности. В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников.

• Оформление старообрядчества подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние православной церкви на массы, способствовало распространению западного влияния и обострило борьбу официальной церкви против западной культуры.

Точки зрения историков на раскол Русской православной церкви

  • Раскол Русской православной церкви — аналог возникновения протестантизма на Западе в XVI в.
  • Раскол Русской православной церкви в отличие от Запада произошёл не по догматическим, а по обрядовым причинам.