Причины реформы церкви
• Утверждение Русской православной церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между Русской церковью и православным Востоком.
• Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — условие объединения церквей России и Украины.
• Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов.
• Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов (твёрдо установленных правил), обусловленны отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.
• Падение общественной нравственности.
• Укрепление новой династии Романовых у власти.
• Усиление процесса централизации власти
Конец 1640-х — 1652 г. — «Кружок ревнителей древнего благочестия» [новгородский митрополит Никон (патриарх с 1652 г. ), духовник царя С. Вонифатьев, протопопы (старшие священники) Аввакум, И. Неронов, боярин Ф. М. Ртищев]
Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. Первым патриархом Московским и всея Руси стал Иов.
Задачи реформы церкви
• Поднять авторитет церкви в глазах верующих.
• Вернуться к первоосновам христианства.
• Остановить проникновение западного влияния в Россию
Реформы патриарха Никона (1652—1667 гг.)
Конец 1653 г. — принятие реформ Церковным собором.
Содержание реформ | Позиция Никона (реализована в ходе реформ) |
Позиция Аввакума |
• Исправление богослужебных книг | Новые греческие богослужебные книги | Древнерусские (византийские) книги |
• Исправление обрядов русской православной церкви, икон, архитектуры | Введение троеперстия, поясных поклонов вместо земных во время богослужения, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон (для богослужения допускались иконы только греческого образца), запрет шатровых церквей |
Максимальное сохранение старины |
Последствия реформ
• Централизация церкви.
• Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром.
• Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.
• Контроль над верующими.
• Развитие церковного образования.
• Усиление личной власти Никона.
• Церковный раскол
Церковный раскол
после собора 1666–1667 гг., который:
• осудил стремления Никона поставить себя выше царя, лишил его патриаршего сана;
• одобрил все реформы Никона, проклял старообрядцев → начало их жестоких преследований.
Официальная Православная церковь | Старообрядчество (раскольники, староверы) — совокупность различного рода религиозных организаций, отказавшихся признать церковные нововведения Никона. Глава старообрядчества и идеолог раскола — протопоп Аввакум —в 1682 г. заживо сожжён в Пустозёрске. |
Никон (в миру Никита Минов) (1605—1681 гг.) — седьмой патриарх Московский и всея Руси (1652—1667 гг.). Родился в Нижегородском уезде в семье мордвинского крестьянина. В 20 лет стал священником в своём селе, а в 30 — постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру.
Провёл церковные реформы.
Присвоил себе титул «великого государя», в посланиях за границу писался «великим господином и государем».
Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под лозунгом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царём. В 1658 г. оставил патриаршество и удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На Церковном соборе 1666—1667 гг. лишён сана и выслан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. Около 15 лет провёл в заточении, но духом не смирился. В 1681 г. Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в
Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Новоиерусалимском монастыре
Аввакум Петров (1620 или 1621—1682 гг.) — протопоп, идеолог старообрядчества, один из руководителей церковного раскола, выходец из семьи священника.
Служил в Казанском соборе на Красной площади.
В 1653 г. резко выступил против церковных реформ патриарха Никона сослан с семьёй в Сибирь.
В 1663 г. — возвращён в Москву, продолжил борьбу с официальной церковью.
В 1666—1667 гг. осуждён на Церковном соборе, лишён сана и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме. Написал «Житие» — первое произведение нового жанра — автобиографию-исповедь — и многие другие произведения.
В 1682 г. «за великие на царский дом хулы» был вместе с товарищами заживо сожжён в срубе
Раскол означал:
• признание того, что церковные обряды Руси являются неприкосновенными и неизменными святынями;
• желание части общества и духовенства сохранить «старину» и не допускать перемен, способных её нарушить.
Формы борьбы раскольников
• Тайное держание веры.
• Непосещение и обличение официальной церкви.
• Уклонение от переписей и повинностей государства.
• Бегство из-под власти царя, поиск находящегося под защитой Бога «сокровенного города Китежа» или страны «Беловодье», находящейся под властью священника.
• Самосожжение раскольников (с 1675 по 1695 г. произошло около 40 «гарей», в огне которых погибло до 20 тыс. человек).
• Открытые вооружённые выступления.
Последствия церковного раскола
• В русской мысли и культуре сформировалось одно из направлений, в основу которого был положен приоритет духовной жизни над плотской, постоянное самосовершенствование на основе неизменных догматов и обрядов.
• Старообрядчество распалось на ряд течений, выдвигающих идеи и требования от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до демократизации церкви, отрицания крепостного строя и закабаления личности. В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников.
• Оформление старообрядчества подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние православной церкви на массы, способствовало распространению западного влияния и обострило борьбу официальной церкви против западной культуры.
Точки зрения историков на раскол Русской православной церкви
- Раскол Русской православной церкви — аналог возникновения протестантизма на Западе в XVI в.
- Раскол Русской православной церкви в отличие от Запада произошёл не по догматическим, а по обрядовым причинам.