В задании №25 необходимо последовательно ответить на три вопроса, которые требуют от выпускника умения аргументировать (обосновывать) позицию, устанавливать причинно-следственные и другие связи (25.1), подбирать подходящие элементы (25.2), а также приводить развернутые примеры, иллюстрирующие влияние указанных ранее (в 25.2) элементов на различные стороны общественной жизни (25.3). Таким образом, данное задание проверяет различные аспекты подготовки выпускника и требует глубоких знаний и развитых навыков.
Одна из проблем при подготовке к данному заданию – отсутствие в классических сборниках Котовой и Лисковой примеров развернутого ответа на задание 25. Внимательно ознакомьтесь с критериями оценивания 25 задания, это можно сделать на стр. 33–34 Демоверсии (Демоверсию, а также кодификатор и спецификацию можно скачать с официально сайта ФИПИ).
Обратите внимание, что в задании 25.1 ответ должен быть представлен в нескольких связанных предложениях (т.е. минимум два развернутых предложения, но лучше приводите не менее 3-4 развернутых предложений), содержать причинно-следственные (из «а» следует «б», из «б» следует «в») и/или функциональные связи («а» связано с «б», «б» зависит от «а» и не функционирует без него и т.п.)
При ответе на первый вопрос задания №25 необходимо четко следовать правилам аргументации, принципы тут те же, что и при выполнении задания №20. Обращайте внимание на то, что именно просят обосновать, отход от темы приведет к снижению баллов.
Пример: 25.1. Обоснуйте необходимость прямого регулирования государством рыночной экономики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
Ответ:
Прямое регулирование государством рыночной экономики выражается в применении государством административно-правовых мер для воздействия на субъекты экономики и экономические процессы [факт]. Необходимость такого регулирования следует из несовершенства рынка [факт, причинноследственная связь], выражающегося в таких негативных проявлениях как инфляция, безработица, монополизация рынка и др. Проводя антиинфляционную политику через повышение ключевой ставки Центрального Банка, реализуя программы занятости и обеспечивая безработных пособиями, без чего определенная часть населения была бы обречена на обнищание, проводя антимонопольную политику и издавая антимонопольные законы, стимулирующие рынок [конкретные примеры] государство напрямую регулирует рыночную экономику.
В 25.2 от выпускника требуется перечислить три элемента, соответствующих тематике задания. При этом оно зачастую проверяет сформированность метапредметных навыков, может потребовать более широких знаний, чем дается исключительно в курсе обществознания (например, знание деятелей культуры и науки и их вклада в развитие соответствующей сферы).
Обратите внимание, что приводить следует те элементы, к которым возможно подобрать подходящие примеры.
Пример: 25.2. Какие способы или методы использует РФ для поддержания конкуренции и сдерживания монополий? (Назовите любые три таких способа или метода).
Ответ:
1) Меры по поддержке малого и среднего бизнеса
2) Налоговые льготы
3) Антимонопольное регулирование
В 25.3 требуется привести по одному примеру, иллюстрирующему влияние ранее указанных (в 25.2) элементов. Примеры должны быть развернутыми, иллюстрировать именно то влияние, которое указано в условиях задания, соответствовать действительности. Если примеры указаны для России – следует приводить только то, что действительно характерно для РФ.
Пример не должен быть абсурден или содержать неверную информацию.
Если Вы приводите пример относительно реального события в РФ (например, выборов Президента РФ), то элементы ответа должны полностью соответствовать тому, что произошло в действительности (фамилии кандидатов, сроки выборов и т.д.)
От выпускника может потребоваться знание выдающихся деятелей культуры/науки и примеров их достижений/вклада, знание современных российских политических партий и примеров их деятельности, мер социальной политики государства, других примеров различных экономических, политических и социальных процессов и их влияния.
Пример: 25.3. Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его положительное влияние на экономику.
Ответ:
1) На протяжении нескольких лет в Москве реализуются программы по поддержке малых и средних предприятий, что выражается в предоставлении предприятиям субсидий, льготных кредитов и отсрочек по оплате задолженностей, льготных условий аренды помещений, малые предприятия освобождены от плановых проверок. В результате подобных мер улучшился инвестиционный климат, открывается все больше предприятий, что усиливает конкуренцию и положительно сказывается на качестве производимых товаров и предоставляемых услуг. (Меры по поддержке малого и среднего бизнеса).
2) Предприниматели могут воспользоваться налоговыми льготами, например, некоторые ИП могут претендовать на налоговые каникулы (освобождение от уплаты налогов на протяжении двух налоговых периодов), при оформлении налога на профессиональный доход (самозанятым) предприниматель должен уплачивать от 4 до 6% подоходного налога вместо 13%, подобные налоговые меры способствуют развитию предпринимательства и ускоряют рост экономики. (Налоговые льготы).
3) В 2022 году Федеральная Антимонопольная Служба России установила, что компания Google злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке из-за произвольных блокировок аккаунтов пользователей хостинга YouTube, что может привести к ограничению конкуренции. В результате антимонопольного расследования на компанию Google был наложен штраф в размере более 2 миллиардов рублей. Подобные меры подтолкнули многие компании к ведению более прозрачной политики в отношении предоставления услуг на Российском рынке. (Антимонопольное регулирование).
Обратите внимание, все примеры опираются на реальные случаи и положение дел в РФ, выдумывание несуществующих фамилий, компаний, ситуаций приведет к снижению баллов!
Ответ-модель, использующий условные названия (страна Z, гражданин А. и подобные) подходит только в случаях, когда не требуется конкретного примера относительно РФ, или же привести конкретный пример не представляется возможным (например, гражданин Иванов пошел на выборы президента РФ в 2024 году и проголосовал за одного из кандидатов – допустимый вариант, так как в нашей стране очень много граждан с различными фамилиями, в том числе Ивановых, которые участвуют в политической жизни страны, но вот привести пример, в котором Иванов баллотировался на пост президента РФ было бы уже некорректно, т.к. не соответствует российской действительности).
При оценивании эксперты обязательно обратят внимание на то, как выпускник соотнес примеры с пунктами, указанными им ранее в 25.2, между ними должна быть явная связь.
На что еще обратить внимание?
Для успешного решения подобного типа заданий ученику необходимо не только хорошо знать материал обществоведческого курса, но также интересоваться событиями экономической, политической, культурной и научной сфер в стране, уметь самостоятельно приводить развернутые примеры, аргументировать позицию.