Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).

Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Продолжительность ОГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Все задания ОГЭ по номерам

Развернутый ответ
1. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий 2 балла

Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
2. Общество и человек (биологическое и социальное в человеке, общество как форма жизнедеятельности людей, социальные реалии) 1 балл 
Анализа суждений по этим КЭС не будет, хоть они и есть в банке ФИПИ
3. Духовная культура, наука в современном обществе 1 балл
4. Сфера духовной культуры: анализ суждений 1 балл

Развернутый ответ
5. Поиск социальной информации из фотоизображения 3 балла
6. Задание-задача на финансовую грамотность 2 балла

Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
7. Экономика, ее роль в жизни общества  1 балл
8. Экономическая сфера (предпринимательство, социальные реалии) 1 балл
9. Экономическая сфера: анализ суждений 1 балл
10. Социальная сфера (социальная структура общества, семья, социальные реалии) 1 балл
11. Социальная сфера: анализ суждений 1 балл

Развернутый ответ
12. Задание на анализ статистической информации (диаграммы, таблицы) 4 балла

Краткий ответ
13. Сфера политики (власть, государство, политика в жизни общества, социальные реалии) 1 балл
14. Сфера политики: анализ суждений 1 балл
15. Задание на установление соответствия 2 балла
16. Право, норма права, правонарушения 1 балл
17. Социальные отношения (Конституция России, органы государственной власти, трудовые и семейные правоотношения) 1 балл
18. Право: анализ суждений 1 балл
19. Задание на распределение (черты сходства/черты различия) 1 балл
20. Задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы (единственное с кратким ответом в виде слова) 1 балл

Развернутый ответ
21. Составление плана по тексту 2 балла
22. Анализ текста 2 балла
23. Иллюстрация примерами положений текста 3 балла
24. Формулирование объяснений, аргументов на основе текста 2 балла

Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1 Человек и его социальное окружение

1.1 Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного

1.2 Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека

1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция

1.4 Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение)

1.5 Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности

1.6 Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося

1.7 Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве

1.8 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях

2 Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире

2.1 Что такое общество. Связь общества и природы

2.2 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие

2.3 Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Информационное общество. Роль ин- формации и информационных техно- логий в современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера

2.4 Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете

2.5 Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения

3 Человек в мире культуры

3.1 Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности

3.2 Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм

3.3 Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Волонтёрское движение

3.4 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества

3.5 Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации

3.6 Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации

3.7 Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества

4 Человек в экономических отношениях

4.1 Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны

4.2 Экономическая система и её функции. Собственность

4.3 Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы

4.4 Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда

4.5 Занятость и безработица

4.6 Рыночная экономика. Конкуренция.
Государственная политика по развитию конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков

4.7 Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства

4.8 Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности

4.9 Деньги и их функции

4.10 Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации

4.11 Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен ва- люты). Дистанционное банковское обслуживание

4.12 Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг

4.13 Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений

4.14 Экономические цели и функции государства

4.15 Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации

5 Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы

5.1 Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп

5.2 Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур

5.3 Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность

5.4 Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура

5.5 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

5.6 Социализация личности

5.7 Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи

5.8 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения

5.9 Социальные конфликты и пути их раз- решения

5.10 Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни

5.11 Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства

6 Человек в политическом измерении

6.1 Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть

6.2 Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика

6.3 Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство

6.4 Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество

6.5 Участие граждан в политике. Выборы, референдум

6.6 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации

7 Гражданин и государство

7.1 Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации

7.2 Конституция Российской Федерации ‒ основной закон

7.3 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации

7.4 Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Россия ‒ светское государство

7.5 Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти
в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации

7.6 Президент ‒ Глава государства Российская Федерация

7.7 Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации

7.8 Правительство Российской Федерации

7.9 Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации

7.10 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

7.11 Местное самоуправление

8 Человек как участник правовых отношений. Основы российского права

8.1 Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности

8.2 Законы и подзаконные акты. Отрасли права

8.3 Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений. Физические и юридические лица в гражданском праве. Правоспособность и дееспособность

8.4 Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений

8.5 Право собственности, защита прав собственности

8.6 Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи

8.7 Права потребителей и возможности их защиты

8.8 Условия заключения брака в Российской Федерации

8.9 Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

8.10 Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха

8.11 Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности

8.12 Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

8.13 Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность

8.14 Административные проступки и административная ответственность

8.15 Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность

8.16 Преступления и уголовная ответственность

8.17 Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Феде- рации. Функции правоохранительных органов

Элементы, выделенные курсивом, не будут проверяться на ОГЭ 2025 г.

Распределение заданий ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Каждое задание проверяет определённое умение.

Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).

Оценивание ОГЭ по обществознанию

За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.

Задания с развернутым ответом - от 2 до 4 баллов. Задание №12 – 4 балла, №5 – 3 балла, №23 – 3 балла, №1,6,15,21,22,24 – 2 балла

Максимальное количество баллов - 37

Перевод баллов в оценку по пятибалльной системе

0-13 баллов - оценка 2

14-23 балла - оценка 3

24-31 балл - оценка 4

32-37 баллов - оценка 5

Рекомендуемый минимальный балл для отбора в профильные классы - 29