Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).
Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Продолжительность ОГЭ по обществознанию
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Все задания ОГЭ по номерам
Развернутый ответ
1. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий 2 балла
Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
2. Общество и человек (биологическое и социальное в человеке, общество как форма жизнедеятельности людей, социальные реалии) 1 балл
Анализа суждений по этим КЭС не будет, хоть они и есть в банке ФИПИ
3. Духовная культура, наука в современном обществе 1 балл
4. Сфера духовной культуры: анализ суждений 1 балл
Развернутый ответ
5. Поиск социальной информации из фотоизображения 3 балла
6. Задание-задача на финансовую грамотность 2 балла
Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
7. Экономика, ее роль в жизни общества 1 балл
8. Экономическая сфера (предпринимательство, социальные реалии) 1 балл
9. Экономическая сфера: анализ суждений 1 балл
10. Социальная сфера (социальная структура общества, семья, социальные реалии) 1 балл
11. Социальная сфера: анализ суждений 1 балл
Развернутый ответ
12. Задание на анализ статистической информации (диаграммы, таблицы) 4 балла
Краткий ответ
13. Сфера политики (власть, государство, политика в жизни общества, социальные реалии) 1 балл
14. Сфера политики: анализ суждений 1 балл
15. Задание на установление соответствия 2 балла
16. Право, норма права, правонарушения 1 балл
17. Социальные отношения (Конституция России, органы государственной власти, трудовые и семейные правоотношения) 1 балл
18. Право: анализ суждений 1 балл
19. Задание на распределение (черты сходства/черты различия) 1 балл
20. Задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы (единственное с кратким ответом в виде слова) 1 балл
Развернутый ответ
21. Составление плана по тексту 2 балла
22. Анализ текста 2 балла
23. Иллюстрация примерами положений текста 3 балла
24. Формулирование объяснений, аргументов на основе текста 2 балла
Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
1 Человек и его социальное окружение
1.1 Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного
1.2 Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека
1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция
1.4 Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение)
1.5 Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
1.6 Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося
1.7 Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве
1.8 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях
2 Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире
2.1 Что такое общество. Связь общества и природы
2.2 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие
2.3 Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Информационное общество. Роль ин- формации и информационных техно- логий в современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера
2.4 Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете
2.5 Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения
3 Человек в мире культуры
3.1 Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности
3.2 Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм
3.3 Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Волонтёрское движение
3.4 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества
3.5 Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации
3.6 Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации
3.7 Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества
4 Человек в экономических отношениях
4.1 Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны
4.2 Экономическая система и её функции. Собственность
4.3 Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы
4.4 Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда
4.5 Занятость и безработица
4.6 Рыночная экономика. Конкуренция.
Государственная политика по развитию конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков
4.7 Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства
4.8 Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности
4.9 Деньги и их функции
4.10 Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации
4.11 Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен ва- люты). Дистанционное банковское обслуживание
4.12 Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг
4.13 Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений
4.14 Экономические цели и функции государства
4.15 Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации
5 Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы
5.1 Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп
5.2 Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур
5.3 Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность
5.4 Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура
5.5 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
5.6 Социализация личности
5.7 Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи
5.8 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения
5.9 Социальные конфликты и пути их раз- решения
5.10 Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни
5.11 Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства
6 Человек в политическом измерении
6.1 Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть
6.2 Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика
6.3 Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство
6.4 Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество
6.5 Участие граждан в политике. Выборы, референдум
6.6 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации
7 Гражданин и государство
7.1 Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации
7.2 Конституция Российской Федерации ‒ основной закон
7.3 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации
7.4 Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Россия ‒ светское государство
7.5 Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти
в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации
7.6 Президент ‒ Глава государства Российская Федерация
7.7 Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации
7.8 Правительство Российской Федерации
7.9 Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации
7.10 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
7.11 Местное самоуправление
8 Человек как участник правовых отношений. Основы российского права
8.1 Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности
8.2 Законы и подзаконные акты. Отрасли права
8.3 Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений. Физические и юридические лица в гражданском праве. Правоспособность и дееспособность
8.4 Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений
8.5 Право собственности, защита прав собственности
8.6 Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи
8.7 Права потребителей и возможности их защиты
8.8 Условия заключения брака в Российской Федерации
8.9 Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
8.10 Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха
8.11 Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности
8.12 Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
8.13 Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность
8.14 Административные проступки и административная ответственность
8.15 Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность
8.16 Преступления и уголовная ответственность
8.17 Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Феде- рации. Функции правоохранительных органов
Элементы, выделенные курсивом, не будут проверяться на ОГЭ 2025 г.
Распределение заданий ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Каждое задание проверяет определённое умение.
Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).
Оценивание ОГЭ по обществознанию
За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Задания с развернутым ответом - от 2 до 4 баллов. Задание №12 – 4 балла, №5 – 3 балла, №23 – 3 балла, №1,6,15,21,22,24 – 2 балла
Максимальное количество баллов - 37
Перевод баллов в оценку по пятибалльной системе
0-13 баллов - оценка 2
14-23 балла - оценка 3
24-31 балл - оценка 4
32-37 баллов - оценка 5
Рекомендуемый минимальный балл для отбора в профильные классы - 29