Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

Ответ на каждое из заданий части 1 даётся в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Продолжительность ЕГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
– для каждого из заданий 1–16 – 2–3 минуты;
– для каждого из заданий 17–25 – 3–8 минут.

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене использовать запрещено.

Список тем ЕГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Код / Федеральный компонент государственного образовательного стандарта полного среднего общего образования
(Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО (базовый уровень))

1 Человек и общество
(Человек. Человек в системе общественных отношений. Общество как сложная динамическая система)

1.1 Природное и общественное в человеке.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы
(Мировоззрение, его типы.
Самосознание индивида и социальное поведение)

1.3 Виды знаний
(Познание мира. Формы познания.
Виды человеческих знаний.
Особенности социального познания)

1.4 Понятие истины, её критерии
(Понятие истины, её критерии.
Абсолютная, относительная истина)

1.5 Мышление и деятельность
(Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность)

1.6 Потребности и интересы
(Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения)

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
(Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Социальное взаимодействие и общественные отношения)

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
(Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура.
Многообразие и диалог культур)

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные
науки
(Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания.
Уровни научного познания.
Способы и методы научного познания)

1.12 Образование, его значение для личности и общества
(Основные направления развития образования.
Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Порядок приёма на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг)

1.13 Религия Религия.
Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.
(Религиозные объединения и организации в Российской Федерации)

1.14 Искусство
(Искусство, его основные функции)

1.15 Мораль
(Мораль. Нравственная культура)

1.16 Понятие общественного прогресса
(Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс.
Формы социального прогресса: реформа, революция)

1.17 Многовариантность общественного развития, типы обществ

1.18 Угрозы XXI в. , глобальные проблемы
(Процессы глобализации.
Основные направления глобализации.
Последствия глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.)

2 Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука
(Экономика, экономическая наука.
Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика)

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы
(Рыночные отношения в современной экономике)

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
(Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена.
Виды и функции рынков.
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство)

2.5 Постоянные и переменные затраты
(Фирма в экономике.
Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга)

2.6 Финансовые институты.
Банковская система
(Финансовый рынок.
Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России.
Финансовые институты)

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги
(Фондовый рынок, его инструменты.
Акции, облигации и другие ценные бумаги)

2.9 Рынок труда. Безработица
(Рынок труда.
Занятость и безработица, виды безработицы.
Государственная политика в области занятости)

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
(Экономическая деятельность и её измерители.
ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост.)

2 Экономические циклы

2.12 Роль государства в экономике
(Роль государства в экономике.
Общественные блага)

2.13 Налоги
(Налоговая система в Российской Федерации.
Виды налогов.
Функции налогов.
Налоги, уплачиваемые предприятиями)

2.14 Государственный бюджет
(Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг)

2.15 Мировая экономика
(Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России)

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
(Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина)

3 Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность
(Социальная структура общества и социальные отношения.
Социальная стратификация, неравенство.
Социальная мобильность, её формы и каналы в современном обществе)

3.2 Социальные группы
(Социальные группы, их типы)

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
(Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации)

3.7 Социальный конфликт
(Социальный конфликт.
Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения конфликтов)

3.8 Виды социальных норм
(Социальные нормы, виды социальных норм)

3.9 Социальный контроль
(Социальный контроль и самоконтроль)

3.10 Семья и брак Семья и брак.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
(Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения)

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
)Отклоняющееся поведение (девиантное))

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида
(Социализация индивида, агенты (институты) социализации.)

4 Политика

4.1 Понятие власти
(Политическая деятельность.
Политические институты.
Политические отношения.
Политическая власть)

4.2 Государство, его функции
(Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции)

4.3 Политическая система
(Политическая система, её структура и функции)

4.4 Типология политических режимов
(Политический режим.
Типология политических режимов)

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство
(Гражданское общество и правовое государство)

4.7 Политическая элита
(Политическая элита)

4.8 Политические партии и движения
(Политическая идеология, её роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно-политических движений)

4.9 Средства массовой информации в политической системе
(Роль средств массовой информации в политической жизни общества)

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
(Избирательная кампания)

4.11 Политический процесс
(Политический процесс.
Особенности политического процесса в России)

4.12 Политическое участие
(Политическая психология.
Политическое поведение.
Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная)

4.13 Политическое лидерство
(Политическое лидерство. Типология лидерства)

4.14 Органы государственной власти Российской Федерации

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
(Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Налоговая система в Российской Федерации.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Государственная политика в области занятости.
Тенденции экономического развития России)

5 Право

5.1 Право в системе социальных норм
(Право в системе социальных норм)

5.2 Система российского права.
Законотворческий процесс
(Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право.
Источники права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации)

5.3 Понятие и виды юридической ответственности
(Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство)

5.4 Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации
(Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации)

5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах

5.6 Субъекты гражданского права
(Гражданское право.
Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права)

5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
(Организационно-правовые формы предприятий)

5.8 Имущественные и неимущественные права
(Имущественные права.
Право собственности.
Основания приобретения права собственности.
Право на результаты интеллектуальной деятельности.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав)

5.9 Порядок приёма на работу.
Порядок заключения и расторжения трудового договора
(Занятость и трудоустройство.
Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора)

5.10 Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака
(Семейное право.
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей)

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
(Экологическое право.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения)

5.13 Международное право? международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
(Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения
(Гражданские споры, порядок их рассмотрения)

5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса

5.16 Особенности уголовного процесса
(Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса)

5.17 Гражданство Российской Федерации
(Гражданство Российской Федерации)

5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
(Воинская обязанность.
Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба)

5.19 Права и обязанности налогоплательщика
(Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения)

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
(Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, проверяемые заданиями ЕГЭ

Знать и понимать:
1.1 биосоциальную сущность человека
1.2 основные этапы и факторы социализации личности
1.3 место и роль человека в системе общественных отношений
1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
1.6 основные социальные институты и процессы
1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
1.8 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
2.8 подготавливать устное выступление, аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Распределение заданий варианта ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий

Задание 1 – понятийное задание базового уровня – нацелено на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. На первой позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задания 2–16 базового и повышенного уровней направлены на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, сформированности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества, сформированности представлений о методах познания социальных явлений и процессов, владения базовым понятийным аппаратом социальных наук; умения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Задания 2–16 представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» (задания 2–4), «Экономика» (задания 5–7), «Социальные отношения» (задания 8, 9), «Политика» (задания 10, 11, 13), «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» (задания 12, 14–16). Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же тематического модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 12 во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию), а задание 13 – позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. бщественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней школы (социальную философию, экономику, социальную психологию, социологию, политологию, правоведение).

Задания 17–20 объединены в составное задание с фрагментом научно- популярного текста или нормативного правового акта. Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки ключевых обществоведческих понятий, объяснять существующие между ними связи.

Задание 19 нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт. Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком.

Задание-задача с порядковым номером 22 требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации.

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений. План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме.  Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе на задания 1, 9 и 12 значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 13, 15 оценивается 2 баллами.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16 оценивается 2 баллами.

Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное выполнение заданий 17, 18 выставляется по 2 балла; заданий 19–21, 23 – по 3 балла; заданий 22 и 24 – по 4 балла, задания 25 – 6 баллов.