§21. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

§21. Вспомните.

Задание №1

Почему биологические системы называют открытыми?

Ответ:

Открытые системы − термодинамические системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом (а также энергией и импульсом). Все это присуще биологическим объектам живой природы, так как в организмах происходит обмен веществ, рост, развитие и тд.

Задание №2

Какие вещества обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки энергией? Какие из них можно назвать универсальными источниками?

Ответ:

Благодаря органическим веществам клетка получает энергию (при их расщеплении). Универсальными источниками считаются такие органические соединения, как углеводы и жиры.

Подумайте.

Задание №1

Почему молекулы НАД+ и ФАД называют универсальными акцепторами водорода?

Ответ:

В обмене веществ помимо мононуклеотидов очень важны динуклеотиды:
НАД+ (никотинамидадениндинуклеотид),
НАДФ+ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат),
ФАД (флавинадениндинуклеотид) и некоторые другие.
В их состав входят производное витамина PP (амид никотиновой кислоты) и витамина B2 (рибофлавин). Если АТФ в клетках являются универсальным источником энергии, то можно сказать, что НАД+, НАДФ+ и ФАД − это универсальные акцепторы, а НАДН, НАДФН и ФАДН2 (их восстановленные формы) − универсальные доноры восстановительных эквивалентов (атомов водорода) в большей части окислительно−восстановительных реакций. Атом азота в составе остатка амида никотиновой кислоты четырехвалентен и имеет положительный заряд (это обозначается значком «+» в аббревиатуре НАД+).
Поэтому к молекуле НАД+, а точнее к ее азотистому основанию, могут легко присоединиться два электрона и протон (восстановление).

Тренируемся.

Задание №1

Почему эукариоты представляют собой открытые системы?

Ответ:

Все эукариоты представляют собой открытые системы, которые постоянно обмениваются веществом и энергией с окружающей средой. Энергия необходима клеткам для синтеза сложных органических веществ и выполнения разных видов работы: движения, выведения продуктов обмена и т. д. Для её получения организмы разлагают и окисляют различные химические соединения — как правило, это органические вещества, получаемые с пищей.

Задание №2

Для чего клеткам нужна энергия? Откуда они её берут?

Ответ:

Энергия необходима клеткам для синтеза сложных органических веществ и выполнения разных видов работы: движения, выведения продуктов обмена и т. д. Для её получения организмы разлагают и окисляют различные химические соединения − как правило, это органические вещества, получаемые с пищей.

Задание №3

Какие процессы называют энергетическим обменом, а какие — пластическим обменом?

Ответ:

Совокупность биохимических реакций разложения сложных веществ на более простые, сопровождающихся выделением энергии, а также запасанием её в форме химических связей универсального соединения−энергоносителя АТФ, получила название энергетического обмена (катаболизма или диссимиляции).
Совокупность биохимических процессов, протекающих в живых организмах с затратой энергии, называют пластическим обменом (анаболизмом или ассимиляцией).

Задание №4

Чем аэробы отличаются от анаэробов?

Ответ:

Те организмы, которые используют кислород, называют аэробами (от греч. aer — воздух и bios — жизнь). А вот среди прокариотов довольно часто встречаются анаэробы (приставка an− означает «противоположный», т. е. анаэробы — это противоположные аэробам существа) — существа, которым кислород не только не нужен, но даже вреден и для кого−то из них является смертельным ядом.

Задание №5

Можно ли окисление веществ в живом организме назвать горением? Почему?

Ответ:

Да, окисление веществ в живом организме назвать горением можно, так как в процессе окисления органических веществ в организме все таки выделяется тепло, хоть и в меньшем количестве, чем во внешней среде.

Совершенствуемся.

Задание №1

Прочитайте статью в рубрике «Это интересно», предложите схему, отражающую биологическое окисление в клетке.

Ответ:

ГДЗ ответы для учебника по биологии 10 класс (Линия Жизни) Пасечник
Задание №2

Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающей суть обмена веществ в клетке.

Ответ:

ГДЗ ответы для учебника по биологии 10 класс (Линия Жизни) ПасечникВ результате фотосинтеза (энергии света и расщепления молекулы АТФ) происходит ассимиляционный (пластический) обмен с синтезом органического вещества. После накопления органического вещества в какой−то момент оно расщепляется (диссимилирует) до мономеров, с выделением тепла и энергии АТФ.

Задание №3

Установите соответствие между признаками обмена веществ у человека и его этапами.

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА  ВЕЩЕСТВ ЭТАПЫ ОБМЕНА
А) вещества окисляются  1) пластический обмен 2) энергетический обмен
Б) вещества синтезируются  1) пластический обмен 2) энергетический обмен
В) энергия запасается в молекулах АТФ  1) пластический обмен 2) энергетический обмен
Г) энергия расходуется  1) пластический обмен 2) энергетический обмен
Д) в процессе участвуют рибосомы  1) пластический обмен 2) энергетический обмен
Е) в процессе участвуют митохондрии  1) пластический обмен 2) энергетический обмен

Ответ:

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 1 2 1 1 2

Обсуждаем.

Задание №1

Обсудите в классе, возможны ли случаи переноса протонов водорода через плазматическую мембрану против градиента концентрации. Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Случаи переноса протонов водорода через плазматическую мембрану против градиента концентрации возможны, так как есть Н+ − АТФаза, которая переносит протоны водорода против градиента концентрации. Это делается для поддержания нейтрального уровня pH среды, создает на мембране разность потенциалов, во многом определяя электрические свойства клеток высших растений.