Ответы к странице  28. Не надо врать. М.Зощенко

Вопросы и задания

1.  От чьего имени ведётся рассказ? Объясните его название. Заголовок отражает содержание или основную мысль рассказа?

 Рассказ ведется от имени мальчика-первоклассника Миньки. Заголовок отражает основную мысль рассказа

2.  Как решил поступить Минька, оказавшись в трудной ситуации?

 Минька не хотел обманывать родителей, он понимал, что это нехорошо, но ему очень хотелось получить на день рождения фотографический аппарат, и он соврал.

3.  Какую «услугу» оказала ему Лёля? Как можно назвать её поступок?

Лёля подсказала склеить страницы дневника, чтобы папа не увидел единицу.  Лёлин поступок можно назвать "медвежья услуга". 

4.  Почему папа, вместо того чтобы ругать мальчика за спрятанный за книжный шкаф дневник, подошёл и поцеловал Миньку?  Перечитайте эти слова.

Папа был рад, что сын сказал правду.
 "Вместо того чтоб на меня рассердится ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.
Он сказал:
— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик."

5. Перечитайте заключительную часть рассказа. Как признание в обмане помогло мальчику избежать неприятностей при встрече папы с учителем?

 "И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.
Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:
— Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?
Папа сказал:
— Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.
Учитель сказал папе:
— Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Покойной ночи."

Папа уже знал от Миньки, что тот кинул свой дневник за шкаф, поэтому сообщение учителя не стало для него новостью, и это помогло мальчику избежать неприятностей.

6.  Какое «слово» дал себе Минька? Выпиши эти слова в тетрадь. Подумай, как это правило помогло мальчику в дальнейшей жизни.

Минька дал себе слово говорить всегда правду.
Когда говоришь правду, не боишься, что какая-то твоя тайна раскроется, и на сердце всегда весело и спокойно.

7.  Попробуйте разделить текст на пять частей в соответствии с предложенным планом. Обсудите с другом  возможные варианты.

• Первые три месяца в гимназии.
• Моя первая единица. (Со слов "А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.")
• Исчезновение дневника. ("После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.")
• Ещё два дневника с единицей. ("На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.")
• Признание. ("Вечером папа сказал:
                        — Ну-ка, покажи свой дневник!")

8. Перескажите основные события рассказа в соответствии с планом.

 Пересказываем.

9.  Была ли у вас похожая трудная ситуация? Расскажите, как вы поступили.

 У меня была похожая ситуация, когда мне записали в дневник замечание, что я не готов к уроку ИЗО. Я забыл дома альбом для рисования и краски. Мои родители не проверили у меня дневник, и я им ничего не рассказал. Но учитель еще написал замечание в электронном дневнике, и они его прочитали. Они пожурили меня за это и тоже сказали, что тайное всегда становится явным.