Поиграем! (стр.51)

Задание №■

Поменяйтесь рабочими тетрадями с соседом по парте. Составьте цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей своего края. При этом измени завершающий ответ в зависимости от того, кто твой сосед − мальчик или девочка. Подсказку посмотри на «Дополнительных страничках». Оцените творчество друг друга. На перемене можно продолжить игру парами в устной форме.

Ответ:

Песенка «Куда, Фома, едешь?»
Тук−тук под окном: «Куда, Фома, едешь?» − «Еду сено косить». − «Зачем тебе сено?» − «Корову кормить». − «Зачем тебе корова?» − «Молочко доить». − «Зачем тебе молочко?» − «Детушек поить». − «Зачем тебе детушки?» − «Ягоды собирать». − «Зачем тебе ягоды?» − «Пироги печь». − «Зачем тебе пироги?» − «Столы накрывать, сына женить!»
Завершающий ответ в песенке для поздравления девочке может быть изменён так: «Столы накрывать, дочку замуж выдавать!» В этот ответ можно также подставлять личное имя соседки или соседа. Например: «Машу замуж выдавать!», «Ванюшу женить!».

Обсудим! (стр.51)

Задание №■

В творчестве народов своего края найдите подобную песенку−цепочку. Обсудите, какие явления мира природы и мира людей в ней неразрывно связаны. Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни края?

Ответ:

Народная песенка−цепочка:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка−дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал − лежит,
Никто к Ване не бежит...
Таня с Маней увидали −
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь−дорогу провожали:
− Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
В ней неразрывно связаны погодные условия и деятельность человека. Зимой всё повсюду выпадает снег и водоёмы покрываются льдом. Особенность хозяйственной жизни в том, что человеку всегда придут на помощь его друзья.

Подумаем! (стр.51)

Задание №■

Почему число «три» считается священным в творчестве многих народов России и мира?

Ответ:

С древних времён люди уверовали в магические свойства числа «три». Началось это с того, что окружающий мир делили на три части − земля, вода и небо. Космические тела делили на солнце, луну и звёзды. Габариты измерялись в трёх величинах − длина, ширина и высота. В религии существовало три места − Рай, Ад и земля. Издревле на Руси люди считали тройку магическим числом, связывали с ним суеверия и приметы, что и нашло отражение в творчестве.

Проверим себя (стр.51)

Задание №1

Что означают греческие слова «экос» и «логос»?

Ответ:

В переводе с греческого языка слово «экос» («ойкос») означает «дом, жилище». «Логос» в переводе с греческого − знание. Вот и получается, что экология − это знание, наука о нашем природном доме.

Задание №2

Как отражался образ единого мира−дома в народном творчестве?

Ответ:

С глубокой древности, ещё до появления научных знаний о природе, у всех народов Земли сложилась картина единого мира−дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу. О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. Образ единого мира создавали с помощью узоров − снаружи и внутри дома, на домашней утвари, на одежде и других предметах быта.

Задание №3

Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних преданий?

Ответ:

В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.
Нижний ярус − обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром, когда оно восходит на востоке. Верхний ярус − это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной. В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус − место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек − внутри, в центре мира. Человек − срединная часть большого целого.