§10. Ориентирование на местности

Вопросы перед параграфом

■ 1. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

Ответ:

Основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Промежуточные стороны горизонта: северо−восток, северо−запад, юго−восток, юго−запад.

■ 2. В какой части неба вы можете наблюдать Полярную звезду и Солнце?

Ответ:

Направление Полярной звезды совпадает с направлением на север, значит ее можно наблюдать в северной половине небосвода. Солнце чаще всего находится на южной половине небосвода.

■ 3. Что называют планом местности?

Ответ:

План местности − чертёж небольшого участка местности, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

■ 4. По какому изображению (картина, аэрофотоснимок, план) вы можете подробно рассказать о местности?

Ответ:

Подробно рассказать о местности я могу по плану местности.

Вопросы и задания

1. Объясните своими словами, что значит ориентироваться.

Ответ:

Ориентироваться − это значит уметь определять своё положение по отношению к сторонам горизонта и ориентирам местности.

2. Назовите, с помощью каких двух характеристик можно описать положение географического объекта относительно ориентиров.

Ответ:

Положение географического объекта местности относительно ориентиров можно описать с помощью азимута и расстояния от наблюдателя до объекта.

3. Используя рисунок 47, определите, чему равен азимут: на восток; запад; северо− запад; юго−восток.

Рис. 47. Определение азимута на местности

Ответ:

1. Азимут на восток − 90°.
2. Азимут на запад − 270°.
3. Азимут на северо− запад − 315°.
4. Азимут на юго−восток − 135°.

4. Какими способами можно определить точное расстояние между объектами, а какими − приблизительные значения?

Ответ:

Точное расстояние между объектами можно определить с помощью рулетки или лазерного дальномера.
Приблизительные значения можно определить измерением шагами и измерением самодельным дальномером.

5. Объясните своими словами, что означает слово «визирование». С помощью какого инструмента можно визировать?

Ответ:

Способ, при котором наблюдателем совмещается оптическая ось (визирная линия) инструмента с направлением на удалённую точку, называется визированием.
Данное исследования осуществляется специальным прибором теодолитом.

6. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту.

Ответ:

В 1994 году Иван Кузьмин стал первым русским ориентировщиком, выигравшим чемпионат мира. Это было на чемпионате мира по лыжному ориентированию в Италии, на дистанции спринта.
В 2005 году Руслан Грицанстал стал первым русским ориентировщиком, выигравшим золотую медаль на чемпионатах мира по ориентированию на великах. При этом на этом чемпионате он завоевал сходу две золотые медали: на средней и на длинноватой дистанциях.
В 2005 году Андрей Храмов стал первым российским ориентировщиком, выигравшим золотую медаль на чемпионатах мира по ориентированию бегом. В том же году Храмов в первый раз в российскей истории выиграл Кубок мира по спортивному ориентированию бегом.
На чемпионате мира в Чехии в 2008 году Андрей Храмов выиграл золотую медаль в спринте.
В 2011 году во Франции Дмитрий Кучеренко стал первым русским чемпионом мира в трейл−ориентировании.

7. Как вы думаете, используются ли полученные знания об азимуте при установке антенн для приёма программ спутникового телевидения? Докажите свою точку зрения.

Ответ:

Да, используются. Знания человека об азимуте применяются для того, чтобы достаточно точно направить антенну на спутник. Делается это потому, что качество сигнала зависит от того, насколько хорошо расположена антенна, так как те из них, которые устанавливаются в обычных домах имеют достаточно скромные размеры, а оттого не могут принимать сигнал, которые приходит со всех сторон, а настроены только на прием под одним углом.

8. Если вы выходите из дома с магнитным азимутом 0°, то с каким азимутом будете возвращаться?

Ответ:

Мы будем возвращаться с азимутом 180°.
Наше направление − север (0° или 360°), а назад мы будем возвращаться с обратной стороны − с юга (180°).

9. Обычно считают, что длина шага человека равна половине расстояния от его глаз до пола. Проверьте, подходит ли это правило для вас. Узнайте о различных способах подсчёта шагов. Сравните значение средней длины своего шага с длиной аршина (русская мера длины, равная 0,711 м, применявшаяся до введения метрической системы). Из какого языка заимствовано слово «аршин»? О каком человеке говорят, что он «будто аршин проглотил»? Что означает выражение «мерить на свой аршин»?

Ответ:

Мой рост составляет 169 см. От линии глаз до пола 158 см, длина среднего шага, когда иду не слишком торопясь, но и не медленно − 75 см. По принятому факту, шаг должен иметь длину 79 см. Поскольку расхождение утверждения с моими данными составляет около 5%, то я с ним соглашусь. Расхождение можно свести к ошибке измерения шага. Моя длина среднего шага − 75 см. Длина аршина − 71,12 см. Длина моего шага больше длины аршина на 3,88 см.
Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» − мера длины.
О человеке, который стоит или сидит неестественно прямо, говорят, что он «будто аршин проглотил».
Фраза «мерить на свой аршин» означает судить о чем−либо односторонне, со своей точки зрения.

Определение средней длины шага

1. ПЛАН РАБОТЫ
1. Выберем два объекта на местности, расстояние между которыми нам известно (например, стандартное расстояние между фонарными столбами равно 50 м, длина футбольного поля 90 − 110 м), или измерим рулеткой длину школьного коридора. Запишем выбранное или полученное значение в Дневник географа−следопыта.
2. Пройдём выбранное расстояние дважды (туда и обратно), подсчитывая количество шагов. Запишем полученные значения в таблицу.
3. Сложим значения средней длины шага, полученные при движении в прямом и обратном направлениях. Полученную сумму разделим на два. Результат запишем в Дневник географа−следопыта.
Средняя длина моего шага равна _ см.
4. Шагами определим расстояния между точкой нашего нахождения и ориентирами, на которые мы проводили визирование. Подпишем на планшете полученные расстояния.
Движение в прямом направлении

Расстояние Количество шагов Средняя длина шага
Движение в обратном направлении

Расстояние Количество шагов Средняя длина шага

Ответ:

Движение в прямом направлении

Расстояние Количество шагов Средняя длина шага
10 15 0,66
20 25 0,8

Движение в обратном направлении

Расстояние Количество шагов Средняя длина шага
10 12 0,83
20 23 0,87

Средняя длина моего шага равна 79 см.