§12. Как составляют топографические планы и карты

Вопросы перед параграфом

■ 1. Что называют масштабом?

Ответ:

Масштаб − отношение длины отрезка на карте, плане или чертеже к соответствующей ему реальной длине на местности.

■ 2. Представьте и нарисуйте свою дорогу от дома к школе с помощью условных знаков.

Ответ:

■ 3. Какова средняя длина вашего шага?

Ответ:

Длину шага вычисляют по формуле ДШ = (Р / 4) + 0,37, где ДШ − длина шага, Р − рост человека.
Если у меня рост 165 см, значит длина моего шага составляет (1,65 / 4) + 0,37 = 0,7825 м.

Вопросы и задания

1. Заполните пропуски в тексте: «Топографическим планом называют … плоское крупно … изображение небольшого участка местности, на котором с помощью … показывают географические объекты и их … на земной поверхности».

Ответ:

Топографическим планом называют подробное плоское крупномасштабное изображение небольшого участка местности, на котором с помощью условных знаков показывают географические объекты и их размещение на земной поверхности.

2. Перечислите основные различия инструментальной и глазомерной съемок местности?

Ответ:

Различия инструментальной и глазомерной съемок местности:
1. Съемки местности проводятся с помощью разных приборов (инструментальная съемка − дальномер, теодолиты, нивелиры; глазомерная − раньше применяли компас, а теперь а теперь съемку можно проводить, применяя аэрофотоснимки, изображения Земли из космоса, система космической навигации).
2. Различная точность измерения (при глазомерной съемке точность будет гораздо ниже, чем при инструментальной).
3. Для профессиональной деятельности используется инструментальная съемка; для личных нужд − глазомерная.

3. Перечислите основные отличия между полярной и маршрутной съёмкой местности.

Ответ:

Полярная съемка − это съемка местности, в пределах видимости, производимая из одной точки. А маршрутная съемка местности производится при движении по какому−либо маршруту.

4. Представьте свой путь от дома до школы. Если вас попросят составить план этого пути с помощью компаса и измерения расстояний шагами, то такая съёмка местности будет называться _ и _ .

Ответ:

Представил свой путь от дома до школы. Если вас попросят составить план этого пути с помощью компаса и измерения расстояний шагами, то такая съёмка местности будет называться глазомерной и маршрутной.

5. Перечислите основные преимущества и недостатки глазомерной съёмки местности.

Ответ:

Преимущества глазомерной съёмки:
1. Быстрота съемки (можно быстро получить результаты).
2. Привязка к снимаемой местности.
Недостатки глазомерной съёмки:
1. Съемка может оказаться неточной (расстояния будут измерены автоматически и будут даны в уже готовом виде).
2. Многие объекты могут отсутствовать из−за того, что были заслонены от снимающего неровностями рельефа или подобными объектами.
3. Схема ограничена кругозором наблюдателя − он не может выйти за пределы горизонта.

6. Перечислите основные этапы полярной и маршрутной съёмок местности.

Ответ:

Для получения плана открытого участка местности применяют полярную съемку.
1. Планшет устанавливают над точкой наблюдения (полюсом) и ориентируют его.
2. Точку наблюдения отмечают в центре прикрепленной к планшету бумаги.
3. Выбирают масштаб.
4. С помощью визирной линейки наносят на бумагу линии направлений на окружающие объекты и отмечают расстояния до них в соответствии с выбранным масштабом.
5. Географические объекты обозначают на плане с помощью условных знаков.
Маршрутная съемка ведется при движении на протяжении целого маршрута.
1. Начало работы − выбор точки, откуда будет производиться съемка.
2. Подготовка к съемке.
3. Измерение расстояний.
4. Перенесение точек местности на план.
5. Оформление плана.
6. Маршрутная съемка.

7. На пришкольном участке потренируйтесь в определении азимутов и измерении расстояний. Какие условные знаки необходимо нанести на план школьной территории?

Ответ:

Я бы воспользовался следующими условными знаками для составления плана школьной территории:
1. Кустарники.
2. Отдельно стоящие деревья.
3. Здание школы.
4. Дорожки.
5. Ограждение.
6. Клумбы.
7. Спортивная площадка.
8. Асфальтированные дорожки.
9. Парадный вход.
10. Учебно−опытный участок.

8. Проведите глазомерную маршрутную съёмку местности и составьте план «Мой путь из дома в школу». Дополните план информацией о времени, которое занимает путь из дома в школу. Подсчитайте общую протяжённость пути и среднюю скорость вашего движения.

Ответ:

План «Мой путь из дома в школу»

Мой путь до школы составляет приблизительно 500 метров. Дорога в школу занимает около 15−20 минут.
Общая протяженость пути 1,676 км.
Путь до нашей школы составляет примерно 700 метров, − дорога в школу у меня занимает до 30 минут. Пройти ее можно и немного быстрее, однако иногда надо ждать зеленого сигнала светофора, к тому же, приходится несколько минут ждать из дому свою подругу. Выйдя из своего подъезда, я пересекаю свой двор, затем небольшой сквер и выхожу к дороге, − здесь пешеходный переход. Перехожу дорогу, за ней, в многоэтажке, живет моя подруга − она выходит из подъезда и мы идем дальше вместе, остается от ее дома метров примерно двести. К школе ведет тротуар, вдоль него растут деревья. Заходим в ворота, пересекаем школьный двор и заходим в вестибюль. Скорость моего движения примерно 5 км в час, это обычная скорость ходьбы человека.