§8. Современные географические исследования. Взгляд на Землю из космоса

Вопросы перед параграфом

■ 1. Какие известные вам методы применяют ученые для изучения Земли?

Ответ:

Ученые для изучения Земли применяют следующие методы:
1. Метод описания.
2. Метод наблюдения.
3. Метод сравнения.
4. Статистический метод.
5. Картографический метод.
6. Аэрокосмический метод.
7. Геоинформационный метод.

■ 2. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

Ответ:

4 октября 1957 года в космос был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

■ 3. Почему День космонавтики в нашей стране празднуется 12 апреля?

Ответ:

Потому что 12 апреля 1961 г. первый орбитальный полет вокруг Земли выполнил советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток".
Впервые праздник День космонавтики отметили уже через год после этого знаменательного события − 12 апреля 1962 года.

Вопросы и задания

1. С помощью каких искусственных спутников Земли получают снимки наиболее высокого качества?

Ответ:

Снимки наиболее высокого качества получают с помощью спутников второго типа. Они движутся вблизи полюсов Земли. Высота их орбиты значительно ниже, и приборы позволяют получать данные более высокого качества.

2. Приведите примеры использования космических снимков людьми разных профессий.

Ответ:

1. Военные (например, данные о пожарной обстановке в лесах).
2. Географы (например, с помощью снимков выявляют изменения, происходящие в лесах).
3. Метеорологи (например, изучение тропических циклонов и ураганов).
4. Геологи (например, с помощью снимков выявляют зоны разломов на поверхности Земли).
5. Экологи (например, изучение загрязнения вод р.Волга).

3. Кто из космонавтов впервые увидел Землю из космоса? Как вы думаете, какие чувства он испытал при взгляде на нашу планету?

Ответ:

Впервые увидел Землю из космоса советский космонавт Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 г. Он отметил необыкновенную красоту нашей планеты.
У него были незабываемые ощущения, чувство гордости за свою страну. "Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Чувство невесомости интересно. Все плавает. Плавает все! Красота. Интересно. Чувствую себя хорошо."

4. Своими словами объясните, что такое глобальные проблемы человечества.

Ответ:

Глобальные проблемы − это совокупность проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование всего живого на Земле.

Научитесь читать космические снимки

1. Почему в настоящее время говорят об опасности «космического мусора»? Предложите способы устранения опасностей, которые исходят от «космического мусора».

Ответ:

Космический мусор — это различные объекты в космосе, которые по какой−либо причине вышли из строя, являются ненужными и опасными для спутников, кораблей и других космических аппаратов. А слишком большие или токсические объекты могут даже нанести вред нашей планете, если смогут пройти плотные слои атмосферы. На орбитах более 600 км эффективных мер по устранению такого мусора нет. Но ученые работают над этим вопросом, некоторые предлагают оборудовать спутники специальными лазерами, которые смогут уничтожать такой мусор или изобрести специальный аппарат, который будет способен собирать его для дальнейшей переработки.

2. По фотографиям определите, к каким последствиям приводит воздействие ураганов («Вилма» в Америке, «Яси» в Австралии).
Ураган «Яси» у берегов Австралии в 2011 г. (фото и космический снимок)
Ураган «Харви» у берегов Америки в 2017 г. (фото и космический снимок)

Ответ:

Последствия ураганов:
1. Гибель людей.
2. Массовое разрушение зданий, построек.
3. Разрушение различных коммуникационных узлов.
4. Образование многочисленных завалов.
5. Появление трещин на полотне или полное приведение в негодность мостовых построек и других объектов.
6. Образование цунами, наводнений.

3. Ознакомьтесь с картографическим сервисом на «Яндекс. Картах» (http:// gotourl. ru/117). Узнайте, каково расстояние от вашего дома до центра Москвы. За какое время можно проехать это расстояние?

Ответ:

Расстояние от Нижнего Новгорода до центра Москвы по прямой составляет 403 км, по автодорогам − 422 км.
Минимальное время в пути составит 3 ч 42 мин, максимальное — 6 ч 33 мин в зависимости от типа поезда, автотранспорта и количества остановок.

Вопросы и задания для повторения и обобщения

• 1. Расскажите об одном известном вам памятнике природного или культурного наследия в России.

Ответ:

   Памятник природного наследия в России "Ленские столбы"
   Ленские столбы − геологическое образование и природный парк на берегу реки Лены в Хангаласском улусе Якутии. Ближайший город – Покровск (104 км). Ленские столбы представляют собой растянувшийся на много километров комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены. Высота скал достигает 220 метров над уровнем реки. Образование Ленских столбов как формы рельефа датируют около 400 тыс. лет назад.
   Природный парк «Ленские столбы» организован по указу президента Республики Саха (Якутия) в 1994 году и подчиняется региональному министерству охраны природы. Площадь парка − 1 353 тыс. га, состоит из двух филиалов — «Столбы» и «Синский».
   Помимо широко известных каменных столбов, в парке есть развевающиеся пески−тукуланы с отдельными участками холодной северной песчаной пустыни, стоянка древнего человека, при раскопках которой были найдены каменные орудия труда и погребения эпохи позднего неолита. В районе парка обнаружены также окаменелые останки мамонта, бизона и шерстистого носорога.

• 2. Кто из древнегреческих учёных впервые использовал термин «география»? Какие направления начали развиваться в античной географии?

Ответ:

Впервые использовал термин «география» древнегреческий ученый Эратосфен.
В античной географии начали развиваться следующие направления: физическая география, страноведение и картография.

• 3. Сравните географический кругозор средневекового европейца и европейца, жившего в XVI−XVII вв.

Ответ:

В Средние века европейцам наиболее известны были прибрежные районы Средиземного моря, викинги стали европейскими первооткрывателями Америки, а путешествие Марко Поло открыло европейцам страны Центральной и Восточной Азии.
Географический кругозор европейцев в XVI−XVII вв. расширился, охватив всю поверхность Земли, однако на географической карте ещё оставались белые пятна − это полярные области, Арктика и Антарктика.

• 4. Расскажите о роли Великих географических открытий для жителей Старого Света и для науки.

Ответ:

Роль для Старого Света:
1. Благодаря открытию Нового Света европейцы не только получили золото, но и узнали о ранее неизвестных им культурных растениях, которые быстро распространились в Старом Свете.
2. Великие географические открытия стали началом европейской колонизации Америки, Африки и Азии.
Роль для науки:
1. Главными исследователями в Эпоху Великих географических открытий были купцы, мореходы, а иногда и морские пираты. Они во время своих плаваний открыли огромное количество новых земель. Главным событием Эпохи Великих географических открытий стало подтверждение гипотезы шарообразности Земли.
2. География стала начала занимать важное место среди наук. И хотя информация о Земле, полученная в это время, была не такой обширной, как на современном этапе, но она стала основой для дальнейших исследований, появились более точные географические карты и описания неизвестных земель.

• 5. Приведите примеры научных экспедиций, которые были совершены российскими мореплавателями и путешественниками в XVIII−XIX вв.

Ответ:

Примеры научных экспедиций:
1. В нашей стране первые географические экспедиции были организованы Академией наук в 1768−1774 гг. специально для всестороннего изучения природы и богатств России.
2. На кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803−1806 гг. команда русских моряков под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершила первое русское кругосветное плавание.
3. Первое русское кругосветное плавание стало началом новых научных экспедиций. О. Е. Коцебу, который был юнгой на шлюпе «Надежда», впоследствии дважды обошёл вокруг света.
4. Во время русской кругосветной военно−морской экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (также участника первого русского кругосветного плавания) и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1820 г. была открыта Антарктида.

• 6. Перечислите наиболее значимые события по изучению Антарктиды в XX в.

Ответ:

Самые значимые события по изучению Антарктиды в XX в.:
1. В 1956 г. начала работу первая отечественная научная экспедиция по изучению Антарктиды.
2. В 1956 г. начала работу антарктическая обсерватория и база исследователей − станция «Мирный».
3. В 1957 г. была создана российская исследовательская внутриконтинентальная станция «Восток».
4. В 1970 г. на станции «Восток» было начато бурение почти четырёхкилометрового ледяного покрова.
5. В 1990−е гг. на станции «Восток» обнаружили водоём с пресной водой (озеро существовало изолировано около 1 млн лет; его назвали «Восток»).
6. В настоящее время в Антарктиде работает 5 российских научных станций.

• 7. Какой вклад в изучение Мирового океана внесли российские научно−исследовательские суда (НИС)?

Ответ:

НИС «Витязь» − легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.

• 8. Сравните научные методы, используемые географами: метод наблюдений, картографический, экспедиционный, дистанционный. Укажите главные преимущества и недостатки каждого из них по сравнению с другими.

Ответ:

Научные методы, используемые географами:

Методы Метод наблюдений Картографический Экспедиционный Дистанционный
Преимущества Наблюдение можно проводить непосредственно на местности Можно изучать географические объекты и явления с помощью имеющихся карт, а можно составлять новые карты, тем самым изучая объекты и явления Позволяет понять и более наглядно представить многие особенности изучаемых регионов, выявить многие самобытные черты территории, сформировать неповторимые образы регионов Не надо никуда выезжать, географы используют в своей работе аэрокосмическое исследование и составление подробных карт Земли с использованием летательных аппаратов
Недостатки Часто только на месте можно определить, где проходят культурные и языковые границы между группами населения, ведь они нередко не совпадают с границами политическими. На картах могут быть искажения и неточности Нужно выезжать в экспедиции и проводить вдали от дома большое количество времени Огромнейший поток информации, требующий обработки и осмысления

 

• 9. Объясните, почему современные проблемы развития всего человечества невозможно решить без участия географов?

Ответ:

Современные проблемы развития всего человечества невозможно решить без участия географов, так как географическая наука изучает процессы взаимодействия природы и общества, выявляет причины последствий такого взаимодействия, разрабатывает рекомендации по улучшению качества жизни людей и охране окружающей среды.

Проект

Составление ленты времени "История географических открытий и исследований"

ПЛАН РАБОТЫ
1. Определить исторические периоды, которые будут отражены на ленте времени «История географических открытий и исследований». Например, античная география, средневековая география, география Нового и Новейшего времени, современная география.
2. Определить имена географов и путешественников, которые совершили важные для людей научные открытия и открытия земель. Например, научные открытия и достижения − доказательство шарообразной формы Земли (Эратосфен, Ньютон, Гагарин); открытия земель − открытие Америки (викинги, Колумб), открытие Антарктиды (Беллинсгаузен, Лазарев).
3. Определить форму представления ленты времени «История географических открытий и исследований». Например, таблица, рисунок, презентация. Составить ленту времени «История географических открытий и исследований».
4. Провести самооценку результатов. Для оценки можно использовать следующие баллы: 2 балла − пункт плана выполнен полностью правильно; 1 балл − пункт плана выполнен не полностью или содержит ошибки; 0 баллов − пункт плана не выполнен или выполнен полностью неправильно. Перевести полученные баллы в отметку пятибалльной шкалы: 8−7 баллов − «отлично», 6−5 баллов − «хорошо», 4−3 балла − «удовлетворительно», 2−1 балл − «неудовлетворительно», 0 баллов − «плохо».

Ответ:

Лента времени «История географических открытий и исследований»
Древняя эпоха
До VI в. до н. э.

Накопление географических знаний. Древние греки первые весь известный им мир разбили на несколько частей света.
IV в. до н.э. Аристотель.

Пришел к выводу о шарообразности Земли.
III—II вв. до н.э. Эратосфен.

Впервые употребил термин "географика", сумел довольно точно высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт.
I—II вв. н.э. Клавдий Птолемей.

Составил гораздо более совершенную карту мира.
Средние века (V—XV вв.).
1271 − 1295 гг. Марко Поло.

Венецианский купец и путешественник. В 1271–1295 годах совершил путешествие через Центральную Азию в Китай, где прожил около 17 лет. Написал «Книгу о разнообразии мира».
1468 г. Афанасий Никитин.

Тверской купец, совершил путешествие из России в Индию. Написал книгу "Хождение за три моря".
1492 г. Мартин Бехайм.

Немецкий ученый, впервые создал модель Земли – глобус и назвал его "земным яблоком".
Эпоха Великих географических открытий (середина XV – середина XVII в.).
1487− 1488 г. Бартоломеу Диаш.

Экспедиция Бартоломеу Диаша в 1487–1488 годах обогнула южную оконечность Африки и в 1488 году открыла мыс, названный мысом Доброй Надежды.
1492 – 1504 г. Христофор Колумб.

В 1492 году в поисках западного пути в Индию, открыл для европейцев Америку. Совершил 4 плавания, исследовал центральную часть Латинской Америки.
1497 − 1499 г. Васко да Гама.

Экспедиция Васко да Гамы в 1497–1499 годах совершила несколько открытий:
1. был проложен первый морской путь в Индию вокруг Африки;
2. доказано, что Индийский и Атлантический океаны соединены между собой;
3. нанесена на карту более точная береговая линия Африки;
4. нанесены на карту некоторые острова, Индийского океана, в том числе самый большой остров у берегов Африки — Мадагаскар.
1519 – 1521 г. Фернан Магелан.

Португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное плавание.
1577 – 1580 г. Френсис Дрейк.

Первый английский мореплаватель, совершивший второе кругосветное путешествие. Обследовал Западное побережье Северной Америки и открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой, который позже был назвал его именем.
1642 – 1643 г. Абель Тасман.

Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Фиджи, а также побережья Австралии. Его именем назван остров Тасмания, и море. Он также доказал что Австралия единый материк.
XVI – XVII в. Русские землепроходцы.

Землепроходцами называют отважных путешественников и исследователей, которые занимались освоением неизведанных территорий Дальнего Востока, Крайнего Севера и Восточной Сибири. Благодаря отваге русских землепроходцев были не только исследованы новые земли, которые в дальнейшем присоединились к России. Составленные ими карты, научные описания территорий внесли большой вклад в понимание полной картины окружающего мира.
География Нового времени.
1768 – 1779 г. Джеймс Кук.

Возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Изучил Австралию и Новую Зеландию. Предположил о существовании Южного материка (Антарктида).Впервые пересек южный полярный круг, открыл Гавайские острова.
1803 – 1806 г. И. Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

В 1803–1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского.
1819−1821 г. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Открытие самого южного материка совершили русские путешественники. В 1819–1821 гг. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев совершили экспедицию в Антарктиду. Цель путешествия — исследование Антарктики и обнаружение суши у Южного полюса Земли.
Современные географические исследования.
1909 г. Р. Пири.

Американский морской офицер. Покорение Северного полюса Земли.
1911 г. Р Амундсен. 1912 г. Р Скотт.

Первооткрыватели Южного полюса Земли. Экспедиция Скотта трагически погибла во время возвращения. Амудсен − первый человек, покоривший оба полюса Земли.

1956 г. Исследование Антарктиды.

Первая антарктическая российская обсерватория , полярная станция «Мирный»
Исследования Мирового океана.

В конце XIX в. английским судном «Челленджер» были начаты научные исследования Мирового океана. Но к активному изучению Мирового океана приступили только во второй половине XX в.
12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин.

Первый полет человека в космос.