§15. Глобус — модель Земли

Вопросы перед параграфом

■ 1. Когда представление о шарообразной форме Земли стало общепризнанным?

Ответ:

Официальной датой принято считать начало XVI века, когда свершилось первое кругосветное плавание.

■ 2. Запишите численный масштаб 1: 50 000 000 словами: «в 1 см … км».

Ответ:

В 1 см 500 км.

■ 3. С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы?

Ответ:

1. Метод описания.
2. Метод наблюдения.
3. Метод сравнения.
4. Картографический метод.
5. Аэрокосмический метод.
6. Геоинформационный метод.

■ 4. С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы?

Ответ:

Методы исследования Земли:
1. Картографический метод.
2. Исторический.
3. Сравнительно−географический.
4. Метод полевых исследований.
5. Дистанционный.

5. Вспомните, с какими моделями географических объектов и процессов вы уже работали.

Ответ:

Я работал с глобусом, планом местности и географической картой.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему для исследования многих географических объектов и процессов ученые используют метод моделирования?

Ответ:

Важнейшим методом географических исследований является метод моделирования (исследование процессов или объектов на их моделях). Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели − глобусе (это объемная модель Земли).
Глобус − наиболее точная модель Земли, так как на нем контуры материков, океанов и других географических объектов показаны без искажений.

2. Объясните, почему глобус считается наиболее точной моделью Земли. При ответе используйте слова и словосочетания "форма", "контуры материков", "масштаб".

Ответ:

Глобус Земли – наиболее точная модель нашей планеты, так как:
1. форма глобуса − шар;
2. форма географических объектов, контуры материков обозначенных на глобусе, отражена без искажения;
3. размеры всех объектов уменьшены на одинаковую величину в соответствии с масштабом глобуса.

3. Сравните масштаб школьного глобуса и масштаб карты полушарий в школьном атласе. Какой из них более крупный?

Ответ:

Масштаб школьного глобуса 1 : 50 000 000.
Масштаб карты полушарий 1 : 90 000 000.
Вывод: масштаб школьного глобуса крупнее, чем масштаб карты полушарий школьного атласа.

4. Какие линии образуют на глобусе грудусную сетку? Какую форму имеют эти линии? Какая прямая проходит через две точки земной поверхности − географические полюсы Земли?

Ответ:

1. Меридианы и параллели образуют на глобусе грудусную сетку.
2. Параллели имеют форму окружностей, меридианы − полуокружностей.
3. Земная ось проходит через географические полюсы Земли.

5. Определите длину экватора Земли, измерив длину экватора на глобусе. Сравните результаты своих расчетов с современными данными о длине экватора (40 075 696 метров).

Ответ:

Я измерил длину экватора на глобусе. Длина получилась приблизительно 79 см.
Масштаб глобуса 1 : 50 000 000. Я перевел в именованный масштаб − в 1 см 500 км. 79 * 500 = 39 500 км.
Разница между современными данными о длине экватора Земли и моими результатами вычисления составляет 575 км. (40 075 км − 39 500 км = 575 км.).

6. На предыдущих страницах учебника найдите рисунки, на которых изображены модели земной поверхности. Назовите эти страницы.

Ответ:

Страницы: 68, 51, 50, 49, 48, 43, 38, 34, 29, 27, 26, 20, 18.

7. Покажите на школьном глобусе маршрут первого кругосветного плавания, совершенного русскими мореходами.

Ответ:

Маршрут первого кругосветного плавания, совершенного русскими мореходами под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского:

8. Найдите запись масштаба на этом глобусе и вычислите примерную протяженность первого русского кругосветного плавания.

Ответ:

Масштаб на школьном глобусе равен 1:50 000 000, значит в 1 см 500 км.
Мы измерили длину маршрута ниткой, получилось 149 см. 149 * 500 = 74 500 км − примерная протяженность первого русского кругосветного плавания.

9. Найдите и покажите на глобусе тропики и полярные круги.

Ответ:

10. Составьте презентацию "Различные виды глобусов". Для работы используйте материалы интернет−ресурсов.

Ответ:

"Различные виды глобусов"
Что такое глобус?
Согласно определению глобус представляет из себя трехмерную модель Земли, либо какой−либо другой планеты: Марс, Меркурий и других. Также представлена модель небесной сферы. Если обратиться к истории, то первая такая конструкция была создана в 150 году до нашей эры и мало чем была похожа на современные глобусы. Глобус отличается от карт тем, что дает возможность получить данные о поверхности с минимальным количеством разрывов и искажений. Однако мелкий масштаб не всегда позволяет качественно обследовать определенную область.

Географический глобус
Такой вид является самым популярным. Его можно было встретить в школе, колледже или институте. Пользователь, просматривая такой глобус, сможет увидеть расположение материков, рек, озер, гор, океанов и других объектов физического плана. В ряде случаев на поверхность наносятся названия крупных городов и столиц. Географическая модель является самой точной миниатюрной модель планеты Земля.

Политический глобус
Если решено купить политический глобус, то можно будет узнать политическое устройство планеты. Указаны границы стран, столицы, города, важные морские и сухопутные пути, а также многое другое. Главное удобство такой модели − это точные картографические данные: меридианы, параллели, полярные круги, тропики. Для удобства просмотра страны выкрашены в разные цветовые оттенки.

Небесный глобус
Другое название данного вида − звездный. Используется астрономами для изучения звездного неба − расположения созвездий, крупных планет и других объектов космического пространства. Расположение каждого объекта происходит в том месте глобуса, где этот объект можно увидеть с земли.

Рельефный глобус
Благодаря такой конструкции, пользователь сможет изучить рельеф поверхности планеты. Такая текстура дает возможность изучить горные текстуры и другие физические объекты. Что касается глобусов других планет, то они также могут быть разных видов. Также можно купить глобус с подсветкой, различных размеров, демонстрирующих движение спутников вокруг планет.

Зоологический глобус
Глобус с изображениями животных, обитающих в конкретных странах, а также исторических памятников во всем мире. Обозначены страны, их столицы и крупные города и другая географическая информация.