Сказки народные и литературные

Стр. 105. Размышляем о прочитанном

1. Вспомните, какие литературные сказки вы читали. Назовите их авторов.

Андерсен, Шарль Перро, Пушкин, Чуковский, Гауф, Гаршин.

2. Какие из этих сказок можно отнести к сказкам-рассказам, к сказкам-повестям, к сказкам-поэмам?

1-2. Сказки-поэмы: «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.
Сказка-повесть: «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского.
Сказка-рассказ: «Медной горы Хозяйка» Бажова.

3. Какие сказки-пьесы вы видели на сцене театра или по телевидению? Назовите авторов этих пьес.

Самуил Маршак. Терем-теремок
Самуил Маршак. Кошкин дом
Сергей Михалков. Зайка-зазнайка
Павел Маляревский. Чудесный клад
Алексей Симуков. Семь волшебников 
Виталий Губарев, Андрей Успенский. Королевство Кривых Зеркал
Тамара Габбе. Авдотья Рязаночка
Павел Маляревский. Конек-Горбунок (по сказке П.Ершова)

4. Перечитайте свою любимую литературную сказку и подумайте, чем она похожа на фольклорную сказку и чем от неё отличается.

Моя любимая литературная  сказка "Лягушка-путешественница" Гаршина. На фольклорную сказку она похожа тем, что в ней разговаривают животные. Отличается тем, что в ней нет характерного для народной сказки зачина, троекратных повторов.

Стр. 105. Творческое задание

Напишите сказку о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.

                                             Сказка о волшебной ручке
        Был обычный учебный день в школе, класс уже собрался на урок русского языка и ученики заняли свои места за партами. Вошла учительница, поздоровалась и села за свой стол. Она раскладывала тетради и нечаянно уронила ручку, но не заметила этого. Ручка прикатилась под парту Кости. Костя поднял ее. Ручка была красивая, золотистая, с блестящим колпачком. Костя решил ее сразу не отдавать учительнице, а немного ею попользоваться. Он написал в тетради "Класссная работа". Но тут вдруг ручка выпрыгнула из руки Кости и зачеркнула одну букву с в первом слове. "Вот так ручка!" - подумал Костя. Он стал писать дальше, а ручка сама исправляла его ошибки. Ему совсем не хотелось возвращать такую чудесную ручку учителю и он унес ее домой. Дома Костя сделал без ошибок домашнее задание и назавтра твердо решил вернуть ручку учителю.
   Наступил очередной урок русского языка. Костя бережно положил волшебную ручку на стол учителя. Теперь он сам старался быть внимательнее и исправлять свои ошибки. Ручка его многому научила.