В дурном обществе. Короленко

Стр. 51 Размышляем о прочитанном

1. От чьего имени ведётся рассказ?

В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. Рассказ ведется от имени мальчика Васи, сына судьи.

2.  Какие эпизоды показались особенно интересными?

Повесть очень интересная. Особенно мне понравился эпизод, как Вася с тремя мальчиками полез в старую часовню на кладбище. Сначала он испугался старой огромной совы, которая со стуком и шумом вылетела из часовни. А потом таинственный предмет, то ли шапка, то ли ведро, внезапно мелькнул в воздух и исчез под престолом. Мальчишки, которые пошли вместе с Васей на кладбище, струсили и убежали. А к Васе вышли мальчик и маленькая девочка.

3. Опишите (устно) героев этого произведения — Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.

   Вася. Рассказ ведется от имени Васи, поэтому описания Васи нет в повести. Из рассказа понятно, что Вася был смелым мальчиком, честным, добрым, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
   Валек. Валек был чуть старше (ему 9 лет) и больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».
    Маруся. Маруся, сестра Валека, была худенькой маленькой девочкой четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»  Вася сравнивал Марусю со свой сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
        Пан Тыбурций. В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе пана.

4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция? Какими предстали герои в эпизоде с куклой?

    Вася чувствовал радость от новой дружбы, когда познакомился с Валеком и Марусей, он полюбил своих новых друзей. Ему нравилось беседовать с Валеком, приносить Марусе подарки. Но по ночам у него сжималось сердце от боли и сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает жизнь из  Маруси.  Вася скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
    После обещания никому не говорить об увиденном, Вася увидел в Тыбурции нового человека: «Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи, и перестал бояться Тыбурция.
    В эпизоде с куклой Вася показал себя человеком добрым и способным на сострадание. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы Маруся могла радоваться игрушке в первый и последний раз в свой жизни. Тыбурций увидел доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьем на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»

5. Почему Тыбурций принёс куклу к судье домой? Что это могло значить? Какое событие предвещает это для Васи и для читателей?

Тыбурций хотел рассказать о добром поступке Васи и судья понял и простил всех. Вася совершил добрый поступок, несмотря на неравенство между нищими и богатыми людьми, и этот поступок стер границы между ними, потому что все мы - люди.

6. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Тыбурций сказал это, потому что понимал, что если с детства видеть не только богатство, но и нищету, то мировоззрение обеспеченного человека станет шире. Когда мальчик вырастет, он станет более отзывчивым на людское горе и бедность, потому что его друзья были нищими, и это были хорошие друзья.

7. Что волновало Васю и его отца?

Отца волновало то, что сын не помнит свою мать, что он что-то скрывает, обманывает отца и не говорит, куда он ходит и куда отнес куклу. Вася переживает оттого, что отец не понимает его, считает, что отец его не любит, считает его нехорошим. Слова Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца. Он хотел показать отцу, что любит его, но не мог этого сделать, потому что отец взглядом и словами отталкивал его от себя постоянно.

8. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья.

После встречи с Валеком и Марусей Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, мальчик терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере Васи проявилось сострадание к чужой беде, он понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) от безысходности. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями любви, справедливости, верности.

9. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какие обеты они могли произнести, покидая город своего детства?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, так как  образ Маруси стал для них символом любви и человеческого страдания. Они могли бы дать обет не забывать о маленькой Марусе, помогать несчастным всем, чем возможно. 

10. Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему? Составьте план пересказа повести.

Произведение «В дурном обществе» можно назвать повестью, потому что оно рассказывает о людях и событиях, которые с ними происходили. По объему это произведение больше, чем рассказ, но меньше, чем роман, значит это повесть.

План
I. Развалины.
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.

II. Я и мой отец.
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.

III. Я приобретаю новое знакомство.
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.

IV. Знакомство продолжается.
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.

V. Среди серых камней.
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.

VI. На сцену является пан Тыбурции.
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном
5. Мясо на обед.
6. Первая ложь. (Встреча Васи с отцом в саду) 

VII. Осенью.
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.

VIII. Кукла.
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.

Заключение.
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могила.

11. Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление...)? Почему?

Повесть вызвала сострадание к людям, которым приходится страдать из-за нищеты. Когда живешь и не видишь другой стороны жизни, не задумываешься, что существет бедность, что кто-то сейчас голодает. Но когда прочитаешь эту повесть, проникаешься проблемой. Хочется помочь таким людям.

Стр. 51. Литература и изобразительное искусство

1. Найдите иллюстрации, рисунки к повести, рассмотрите и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Если сможете, нарисуйте и собственные рисунки к тексту.

Я нашел иллюстрации художника Г. Фитингоф. На рисунке изображен эпизод первой встречи Валека с Васей в часовне. К этой иллюстрации подходит фраза из повести: «Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом».
На другой иллюстрации изображена больная худенькая Маруся, которой Вася принес куклу. На рисунке маленькая девочка сидит под одеялом под темными сводами подземелья, освещаемого одной свечкой. Вася показывает куолку Марусе.
На третьей картинке Вася изображен в кабинете отца - судьи. Отец сидит в кресле мрачный, с тяжелым, неподвижным взглядом. На стене висит портрет матери. Вася нахмурился и приготовился защищать свою тайну.
Рисунки Фитингофа хорошо соответствуют содержанию повести. Художник отлично смог изобразить то, о чем рассказал нам писатель.

2. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисовали бы  ко II главе повести.

Можно нарисовать Васю и Соню.