§ 16—17. Новгородская земля, страница 79

Почему в Новгородской земле сложилась власть веча и бояр?

Вече. Художник А. Васнецов. 1909 г.
SS Вспомните значение понятия «вече».

 

1 Территория и население

● 1. Кто такие ушкуйники? Какую роль они играли в расширении территории Новгородской земли? 2. Как формировалось население Новгородчины?

 

2 Развитие зкономики

Содержание некоторых новгородских берестяных грамот (нумерация указана по времени обнаружения)
△  Какие выводы о хозяйственной деятельности новгородцев можно сделать на основе содержания берестяных грамот?

 

Двор богатого новгородца.
Усадьба новгородского художника Олисея Гречина.
△  Подумайте, почему в новгородских домах пол настилали высоко от земли.

 

Из книги историка Ю. Лимонова «Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории»
△  Почему лён был ценным предметом внешней торговли русских земель?

 

△  Сравните две иллюстрации. Где изображён порт Новгорода, а где — Ганзы? По каким признакам вы это определили?

 

● 1. Докажите, что Новгород был одним из крупнейших центров ремесла в русских землях. 2. Подготовьте сообщение о церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Какие дополнительные функции она выполняла?

 

3 Вечевые традиции Новгорода

● 1. Как началась история вечевой республики в Новгороде? 2. Кто принимал участие в вечевых собраниях?

 

4 Управление Новгородом

Договорная грамота Новгорода об условиях торговли с немецкими купцами. 1301 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
△  Договорная торговая грамота Новгорода с немецкими купцами скреплена печатями тысяцкого, посадника и князя. Объясните почему.

 

Из книги В. Тулупова «Русь Новгородская»
△  Как автор объясняет особый порядок назначения главы церкви в Новгороде?

 

△  На основе схемы расскажите об управлении Новгородом.

 

● Какое значение имели слова «пригород» и «пятина» в Новгородской земле?

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте природно-географические условия, в которых развивалась Новгородская земля.
2. Пользуясь схемой и иллюстрациями параграфа, расскажите о том, как выглядел город Новгород.
3. С какими странами и землями торговал Новгород? Расскажите о новгородских купцах.
4. Вспомните, что вам известно о самоуправлении в европейских средневековых городах. Сравните систему управления в этих городах и в Новгородской республике.
5. Самостоятельно составьте в тетради и заполните схему «Государственные обязанности посадника, архиепископа, тысяцкого».

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Что произошло раньше: изгнание из Новгорода князя Всеволода Мстиславича или
взятие Киева войсками Андрея Боголюбского?

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из книги историка Е. Шмурло «История России. 862—1917» и ответьте на вопросы.
Ограничения княжеской власти.
а) Князь не имел права без согласия веча начинать войны («не замышлять войны без новгородского слова»);
б) он не имел права в правители пригородов и областей (в провинциальные посадники) назначать неновгородцев;
в) он не имел права смещать должностных лиц без суда;
г) управление и суд он должен был вести совместно с посадниками и тысяцкими…
е) он не мог назначать без согласия посадника провинциальных посадников;
ж) торговые договоры, заключённые с немцами, для князя святыня: он не смел нарушать их;
з) ни он, ни его дворяне (приближённые) не имели права покупать сёл в Новгородских областях из опасения, как бы став крупным землевладельцем, князь не усилил своих политических прерогатив.

● 1. Как осуществлялся контроль за деятельностью князя? 2. Как вы думаете, почему новгородцы ввели жёсткие ограничения власти князя?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Как именовались отдельные районы города Новгорода? Пользуясь схемой из параграфа, перечислите их названия.

 

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему в Новгородской земле сложилась власть веча и бояр?