§ 12. Русь при Владимире Мономахе, страница 56

Каким образом жителям Руси удалось добиться перелома в борьбе с половцами и сохранить единство государства?

Отдых князя Владимира Мономаха после охоты. Художник В. Васнецов. 1895 г.
SS Как художник подчеркнул силу и величие князя?

 

1 Половецкие набеги 1068 и 1093 гг.

Половец на коне
Половецкий стан. Художник И. Билибин. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
△  Что свидетельствует о кочевом образе жизни половцев на этих иллюстрациях?

 

● 1. Вспомните, какую роль играли половцы в княжеских усобицах. 2. Чем закончились битвы на Альте и Стугне? Как вы думаете, почему в первые десятилетия русско-половецкого противостояния половцы побеждали русские дружины?

 

2 Перелом в борьбе с половцами

Из книги историка В. Каргалова «Русь и кочевники»
△  Как действовал в борьбе с кочевниками Владимир Мономах?

 

● Что общего было в походах рыцарей-крестоносцев и походах русских князей против половцев?

 

3 Киевское восстание 1113 г.

● Какие события были связаны с именем князя Святополка Изяславича?

 

4 Последние годы политического единства Руси

Составные части Русской Правды
△  Назовите особенности каждой части Русской Правды.

 

Памятник Владимиру Мономаху. Скульптор И. Чумаков. Смоленск
△  С помощью дополнительных источников информации выясните, как деятельность Владимира Мономаха была связана со средневековым Смоленском.

 

● Перечислите результаты княжения Владимира Мономаха.

 

Вопросы и задания

1. Составьте хронологическую таблицу «Военные действия между русскими и половцами».
2. Каковы были причины восстания в Киеве в 1068 г.? Чем оно закончилось?
3. Из произведений русской литературы нам известно, что именем Владимира Мономаха половцы пугали своих детей. Почему так произошло?
4. Как известно, Владимир Мономах стал киевским князем в обход принятого порядка.
В силу каких обстоятельств он оказался на киевском престоле?
5. Что общего было в государственной деятельности Владимира Мономаха и Мстислава Великого?
6. Продолжите заполнять таблицу «Деятельность русских князей».

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) крупнейший обще-
русский поход против половцев; 2) начало княжения Мстислава Великого в Киеве;
4) поражение Ярославичей на реке Альте; 5) принятие Устава о резах и закупах.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте фрагмент из «Поучения детям» Владимира Мономаха.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь…
Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. (…) Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь… сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал…
Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.

● Проанализируйте содержание параграфа и «Поучения детям». На основе анализа выделите несколько качеств Владимира Мономаха, которые вы считаете наиболее важными для государственного деятеля.

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Кто такие ростовщики? Какой закон был связан с их деятельностью? В чём заключались основные положения этого закона?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каким образом жителям Руси удалось добиться перелома в борьбе с половцами и сохранить единство государства?