§ 19—20. Культура и повседневность Руси в IX—XIII вв., страница 95

Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры периода раздробленности?

1 Истоки культуры Руси

● Какие традиции впитала в себя культура Руси?

Культура Руси впитала в себя древние традиции восточных славян и Византии.

2 Грамотность и учение книжное

△  Древнейшие образцы книжного искусства живой нитью связывают нас с эпохой рукописной старины.

 

Из «Изборника» Святослава. 1076 г.
● 1. О чём писали древнерусские авторы в своих сочинениях? 2. Расскажите о том, как украшались книги. 3. Составьте рассказ о том, как учился новгородский мальчик Онфим.

 

3 Древнерусская литература XI — начала XIII в.

● Назовите имена древнерусских авторов и их произведения. Имя автора какого знаменитого произведения древнерусской литературы историкам неизвестно?

 

4 Былины и летописание в X — начале XIII в.

● Как вы думаете, почему в былинах переплетаются реальные события и сказочные эпизоды?

 

5 Зодчество в X — начале XII в.

● 1. Расскажите об устройстве крестово-купольного храма. 2. Вспомните, почему первая каменная церковь в Киеве получила в народе название Десятинной.

 

6 Фрески, мозаики, иконы

● 1. Чем необычны фрески Софийского собора в Киеве? 2. Что вы знаете об иконах? Почему они были важны для жителей Руси?

 

7 Архитектура на Руси в XII — начале XIII в.

△  Вспомните, кто из владимиро-суздальских князей указал возвести Дмитриевский собор во Владимире.

 

● 1. Чем отличаются Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире? 2. Кто из русских князей особенно способствовал развитию архитектуры?

 

8 Художественное ремесло

● 1. Что такое скань и зернь? Чем они различаются? 2. Какие ещё техники ювелирного мастерства существовали на Руси?

 

9 Повседневная жизнь населения

Виды древнерусских домов
△  Определите, где дом княжеский, городской, а где — крестьянский.

 

● 1. Что вы знаете про лапти? Из чего и как их делали? 2. Чем различался быт знати и простых людей?

 

Вопросы и задания

1. Почему в нескольких городах нашей страны установлены памятники Кириллу и Мефодию?
2. На каком основании историки утверждают, что среди населения русских городов, в частности Новгорода, было много грамотных людей?
3. Учёные отмечают, что героями киевских былин были, как правило, богатыри-воины, а героями новгородских — купцы. Как вы думаете, почему?
4. Какие идеи были заложены в «Слове о полку Игореве»?
5. Почему летописцев можно считать соавторами этого учебника?
6. В чём выразилось влияние Византии на развитие русской архитектуры?
7. Назовите культурные центры, которые выделялись в период раздробленности. Аргументируйте свою точку зрения.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Изучите хронологическую таблицу в начале параграфа. Чем в XII в. различались ар-
хитектурные сооружения русских земель и Западной Европы?

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из статьи А. Куликовой «Естественно-научные представления в Древней Руси» и ответьте на вопросы.
Время донесло до нас и имя первого русского учёного, астронома и математика Кирика Новгородца, автора научного трактата «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанного им в 1136 г… Это средневековый научный трактат, посвящённый применению знаний по церковной хронологии и средневековой вычислительной математике. В нём идёт речь о единицах, счёте времени, об основных понятиях календаря и использовании этих сведений в хронологии. Древнерусский автор демонстрирует высокое умение счёта, производя точные выкладки с числами порядка десятков миллионов. «Учение» в заключительной части содержит сведения об авторе: 26-летний иеродиакон Кирик, то есть монах, имевший духовный сан диакона, был доместиком (руководителем хора) церкви Святой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.

● 1. В каких науках был сведущ Кирик? 2. Как вы думаете, почему он происходил из среды духовенства?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Расскажите, чем различаются мозаики, фрески и иконы.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры периода раздробленности?