§ 38—39. Российское государство и общество во второй половине XV в. 194

Какие факты говорят о централизации системы управления в Российском государстве при Иване III?

Московский Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов. 1921 г.
SS На основе картин А. Васнецова и текста учебника составьте таблицу «История Московского Кремля от основания Москвы до конца XV в.»

 

1 Система государственного управления

Система управления в Российском государстве в конце XV в.
△  Какие органы государственного управления были центральными, а какие — местными?

 

● 1. Почему Казну можно условно назвать «министерством финансов»? 2. Как была устроена система управления в уездах?

 

2 Местничество и право

● 1. Как возникло местничество? 2. Каковы были положительные и отрицательные стороны этого явления? 3. Какие задачи решались с помощью принятия Судебника?

 

3 Территория и население единого государства

 

Боярин с боярыней    Воевода    Всадник поместной конницы
△  Кто изображён на иллюстрациях — служилые люди или тяглые?

 

● 1. Что общего было между вотчиной и поместьем? Чем они различались? 2. Кого и на каких условиях приглашали на государственную службу из-за границы?

 

4 Церковь и государство

Иосиф Волоцкий пишет «обличительные словесы» против нестяжателей. Миниатюра из Лицевого летописного свода
△  Что объединяло нестяжателей и иосифлян? Чем их взгляды на развитие церкви различались?

 

● 1. Кто такие еретики? Как к ним относилась церковь? 2. Что было общего между нестяжателями и сторонниками Реформации в Европе?

 

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, какие вопросы решались на заседаниях Боярской думы? Как происходило их обсуждение? Чьё мнение было главным?
2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о разрядных книгах, на которых была основана система местничества.
3. Какое значение для создания централизованной системы управления имело принятие Судебника?
4. Расскажите о том, как появились поместья. Из представителей какой группы общества складывался слой помещиков? Как поместная система была связана с укреплением армии?
5. На каких территориях и каким образом формировалось казачество? Чем занимались казаки?
6. Создайте в классе две группы — «нестяжателей» и «иосифлян». Подготовьтесь к проведению дискуссии между группами о пути развития Русской православной церкви, долге духовенства, отношении к церковному землевладению.
7. Каковы общие черты в государственной деятельности Ивана III, французского короля Людовика XI и английского короля Генриха VII?

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте текст статьи 57 Судебника и ответьте на вопросы.
О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить из волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной – полтину. Если крестьянин проживёт у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года — половину стоимости двора, три года – три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.

● 1. Как вы думаете, почему уход крестьянина от господина был разрешён поздней осенью? 2. Как Судебник затруднял крестьянский уход?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Что такое «кормление»? Как вы думаете, почему жители многих частей страны были часто недовольны действиями бояр-кормленщиков?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие факты говорят о централизации системы управления в Российском государстве при Иване III?