§18. Роль бактерий в природе и жизни человека

Вопросы перед параграфом

1. Какие бактерии называют сапротрофами?

Ответ:

Сапротрофы (от греческих слов «сапрос» − гнилой и «трофей» − питание, пища) − бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

2. Какие бактерии называют паразитами?

Ответ:

Паразиты (от греческого слова «паразитос» − нахлебник) − организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов.

3. Что такое фотосинтез?

Ответ:

Фотосинтез – это процесс, когда во всех клетках, содержащих хлорофилл, происходит образование из неорганических веществ (вода, углекислый газ) органических под воздействием энергии света.

4. Какие примеры круговорота веществ в природе вы знаете?

Ответ:


Круговорот воды – это классический пример круговорота веществ в природе. С поверхности водоемов вода испаряется и конденсируется в атмосфере. Затем вода выпадает в виде осадков и впитывается в почву. Влага из почвы попадает в грунтовые воды, которые впадают в реки и озера и затем – в моря и океаны.

Также в качестве примера можно привести круговорот углерода. В процессе фотосинтеза углерод попадает в атмосферу и рассеивается на большой территории. Попадая в водяные пары, углерод попадает с осадками в почву.

Вопросы

1. Каково значение бактерий в природе?

Ответ:

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в перегной. Они — своеобразные санитары нашей планеты.

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.

Рис. 88. Роль бактерий в круговороте веществ в природе
Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими растения ми и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения.

2. Что вы знаете о клубеньковых бактериях?

Ответ:

Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотфиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Их называют клубеньковыми.
Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли.

3. Как человек использует молочнокислые бактерии?

Ответ:

В пищевой промышленности используют молочнокислые бактерии. Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, они образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.

4. Как можно защитить продукты питания от бактерий?

Ответ:

Чтобы защитить продукты от бактерий, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры.

5. Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?

Ответ:

Некоторые виды бактерий−паразитов проникают в организм человека и поселяются там, вызывая заболевания.

Проникновение происходит через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании, при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.

В теле человека болезнетворные бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности.

Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз и другие болезни.

6. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?

Ответ:

Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз и другие болезни.

7. Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?

Ответ:

Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию, т. е. массовое заболевание людей.

8. Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?

Ответ:

В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Установлен строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропуская её через фильтры, хлорируют, озонируют.

Больные получают лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий.

Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, т.е. опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например для бактерий туберкулёза. Для предупреждения заразных заболеваний применяют предохранительные прививки.

Подумайте

1. Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

Ответ:

Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе. Без них не смогли бы жить другие организмы, т.к. бактерии участвуют во всех процессах жизнедеятельности и являются звеньями всех цепей питания. Благодаря бактериям создаются питательные вещества путем фотосинтеза и утилизируются отмершие организмы.

Задание

1. Сделайте тонкие срезы корней бобовых растений (клевер, горох, люпин, люцерна и др.) в разные периоды их жизни. Рассмотрите их при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте увиденное в тетради. Сделайте вывод.

Ответ:

Вывод: Со временем на корнях бобовых растений начинают образовываться клубеньки — специальные образования, в которых находятся клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии. При увеличении видны пузырьки – содержимое клубеньков. В них содержатся бактерии азотфиксаторы, которые активируют рост растительных тканей, накапливают биомассу, фиксируют атмосферный азот, доступный для растений, с которыми он состоит в симбиозе.