§12 Церковь и государство в XVI в.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Проповедь нестяжателей во многом совпадала с политикой Ивана III, который пытался лишить церковь части земельных владений для раздачи их своим служилым людям, но в конечном счёте государство поддержало иосифлян, так как они:
а) провозгласили первенство княжеской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов;
б) отдали государству большую часть земель Волоцкого монастыря;
в) отказались принимать земельные пожалования от мирян.
Монах Филофей провозгласил Москву Третьим Римом, потому что Русская православная церковь:
а) получила самостоятельность от Византийской церкви;
б) не признала Флорентийской церковной унии 1439 г. об объединении православной и католической церквей под властью римского папы;
в) проводила беспощадную борьбу с еретиками.
Задание 2. Заполните пропуски в схеме «Изменения в положении Русской православной церкви».
Задание 3. Заполните пустые графы в схеме «Ереси и разногласия внутри православной церкви» и соедините линиями имена представителей православной церкви и их краткие характеристики.
Задание 4. Используя школьную библиотеку и Интернет, подготовьте сообщение об одном из монастырей, упомянутых в параграфе. Напишите план сообщения.
План сообщения:
1. Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году в память возвращения Смоленска в состав России.
2. Духовная идея монастыря — преемство двух царств: Византии и Руси.
3. История Новодевичьего монастыря — переплетение судеб царских династий Рюриковичей и Романовых.
4. Роль монастыря в годы Великой Смуты.
5. Расцвет монастыря при правлении Софьи Алексеевны. Особенности архитектуры Новодевичьего монастыря.
Сообщение о Новодевичьем монастыре
Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим князем Московским Василием III в память возвращения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, сознавал себя наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.
История Новодевичьего монастыря тесным образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 году Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь Анну. В 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова. Здесь же с января по апрель 1598 года находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем.
В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 года на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины.
Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства. Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия в виде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.
Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа.
В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.
Скачать презентацию о Новодевичьем монастыре
Задание 5. В чём суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами? На чьей вы стороне в этом споре? Кратко обоснуйте свою позицию.
Ответ:
Суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами в видении церковной жизни (стремлении к богатству или духовной жизни), в отношении к церковному имуществу, в способах наказаний за ересь. В данном споре я, скорее, на стороне нестяжателей, поскольку их позиция давала возможность Церкви выполнять свою функцию, исходя из собственных соображений, принимая решения «по совести», а не по указанию государственных властей, ведь стремление сохранить церковные земли и имущество привело к зависимости церкви от государства.
Задание 6. Опираясь на текст учебника и иллюстрацию (с. 97 учебника, часть 1), напишите короткое эссе о Максиме Греке.
Ответ:
Максим Грек родился в 1470 году в греческом селении Арта. Он получил прекрасное образование, изучал языки и философию в Италии, общался с видными гуманистами Альдом Мануцием и Ианосом Ласкарисом. Максим Грек испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха Джироламо Савонаролы и, уехав на Афон, принял постриг в монастыре. В 1515 году по просьбе Василия III Максим Грек был отправлен руководством монастыря в Россию для перевода духовных книг.
В Москве Максим Грек был встречен с почестями. Первой его работой стал перевод Толковой Псалтири вместе с русскими переводчиками. Итогами его работы стало создание княжеской библиотеки и исправление книг для богослужения.
Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили всё русское духовенство на два непримиримых лагеря, Максим Грек стал на сторону нестяжателей. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства, систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты.
Позиция Максима Грека и его отрицательное отношение к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Поместный собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности, в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь. После неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь, где он и скончался.
За непримиримую позицию и борьбу с социальной несправедливостью историки назвали Максима Грека «первым интеллигентом на Руси». Образ Максима Грека был включен в памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде скульптора Михаила Микешина в 1862 году.
Задание 7. С помощью репродукции картины художника П. Н. Михайлова (с. 99 учебника, часть 1) и дополнительных источников напишите короткое эссе о митрополите Филиппе.
Ответ:
Митрополит Филипп, в миру Федор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор читал религиозные книги, отличался кротостью и степенностью. Благодаря своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Ивана IV. Желая приобщиться к религиозной деятельности, Федор тайно от всех оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Там в течение девяти лет он был послушником, а затем стал игуменом Филиппом.
В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, завел скотный двор, воздвиг два величественных собора — Успенский, Преображенский и другие храмы, устроил больницу. Он написал новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.
Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. После долгих уговоров Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп сначала уступил воле царя, но видя ужасы опричнины и бесполезность уговоров, решил противостоять открыто. Кризис в отношениях с Иваном IV произошел в 1568 году. Филипп жестко указал царю на неправедность его дел. По ложному обвинению Иван Грозный велел судить Филиппа.
Говорили, что царь хотел было сжечь Филиппа на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Год спустя во время царского похода с опричниками против Новгорода и Пскова опричник Малюта Скуратов задушил Филиппа в тверском Отрочь монастырь.
Митрополит Филипп – человек высокой нравственности, не стал унижаться перед государственной властью и идти против своей совести. Он, зная о неминуемой расправе, открыто заявил о своем несогласии с действиями царя и своим примером показал, что беспределу можно и нужно оказывать сопротивление. В этом я вижу нравственный подвиг митрополита Филиппа.