Культура и повседневная жизнь народов россии в XVI в.
Задание 1. Отметьте утверждения, которые характеризуют развитие образования в XVI в.
Основным материалом для письма была береста.
- Появилось книгопечатание.
- Центрами образования были монастыри.
- Была издана специальная книга для обучения грамоте — «Часословец».
- Обучением детей грамоте занимались только церковники.
- Появились первые учебные заведения — училища.
- При мечетях создавались мектебе и медресе.
Задание 2. Соедините линиями двух цветов имена публицистов, их взгляды и социальные группы, интересы которых они выражали.
Задание 3. Соотнесите жанр литературного произведения, сущность жанра и название произведения, его авторов или героев.
Жанр | Сущность жанра | Название произведения, его авторы или герои |
А) Былины | Д) Путевые заметки | И) «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» |
Б) Исторические песни | Е) Произведения, в основе которых лежали конкретные исторические события | К) Афанасий Никитин |
В) Воинская повесть | Ж) Непосредственные отклики на происходившие события, героями которых были простые люди | Л) Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаевич |
Г) Хождения | З) Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей | М) Авдотья-Рязаночка, Щелкан Дудентьевич, Ермак |
Запишите полученные сочетания букв:
А-З-Л
Б-Ж-М
В-Е-И
Г-Д-К
Задание 4. Выберите правильный ответ.
1. «Домострой» — это:
а) свод правил по архитектурному строительству итальянских мастеров;
б) сборник церковных текстов для семейного чтения;
в) наставления о взаимоотношениях в семье.
2. «Хронограф» — это:
а) сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории;
б) общерусская летопись;
в) первая хроника истории России.
Задание 5. Напишите, какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария. Дайте характеристику этой книги.
Ответ:
С именем митрополита Макария связывают книгу «Четьи минеи». Минеи представляют собой свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера, стоявшие вне круга официальной церковной литературы.
Задание 6. Согласны ли вы с мнением, что появление книгопечатания на Руси имело огромное значение? Свой ответ аргументируйте.
Ответ:
Я согласен с мнением, что начало книгопечатания в России имело огромное, в первую очередь, просветительское значение. Печатная книга была дешевле в производстве, чем рукописная, а следовательно, доступнее для большего числа людей.
Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?
Ответ:
Родоначальником книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. В 1450 году Гутенбергом была создана первая подтвержденная печатная книга. В дальнейшем этот способ книгопечатания широко разошелся по всем странам Европы, а к середине XVI века добрался и до России.
Задание 7. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края в XVI в., привлекая материалы краеведческого музея, библиотеки, интернет-ресурсы. Напишите план рассказа.
Возможный ответ (по материалам сайта 7gy.ru):
Московский Кремль (Москва, Кремль)
В начале XVI века московский великий князь и государь Иван III затеял перестройку Кремля, продолжавшуюся более века. Кремль тогда полностью стал каменным, удивляя друзей и недругов своей красотой и неприступностью: стены крепости толщиной до 5 метров достигали высоты 8-17 метров, замкнув периметр треугольной формы протяжённостью 2270 метров. Именно таким мы и видим Кремль сегодня: его охраняют три угловые башни и по шесть башен с узкими бойницами на каждой из трёх сторон периметра.
Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)
В 1538 году Москва обрела ещё одну защищённую территорию – к угловым башням Кремля пристроили Китайгородскую стену. Сейчас от неё остались лишь фрагменты (на площади Революции и близ станции метро «Китай-город»), напоминающие о некогда энергичной жизни Китай-города. В 1934-м году стены, мешавшие движению транспорта, разобрали. Но то, что осталось, является удивительным памятником средневековой русской фортификации.
Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).
Палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Сегодня здание в его исконном состоянии мы увидеть не можем, так как за почти шесть веков его несколько раз перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)
Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году. В дальнейшем храм не раз перестраивался. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.
Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)
Величественное здание церкви, возведённое по распоряжению великого князя Василия III, связывают с именем итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1532 году к небесам устремился высокий храм: открытые паперти, несколько крылец, белоснежные стены и шатёр – настоящее произведение искусства! Церковь Вознесения, входящая в комплекс музея-заповедника «Коломенское», в наши дни открыта для посещения.
Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)
У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном IV, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. Сегодня храм открыт для посещений как музей.
Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)
Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где с XIII века стоял деревянный Архангельский собор. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества. Строгий горделивый храм, место паломничества туристов и верующих, уникален и тем, что здесь захоронены великие русские князья и цари – от Ивана Калиты (ум. 1340 г.) до императора Петра II (ум. 1730 г.). Архангельский собор открыт для посещений как музей.
Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)
Еще одно творение Алевиза Нового – первый каменный храм Высоко-Петровского монастыря Москвы, построенный в 1514 – 1517 годах. До Алевиза Нового на Руси таких церквей не возводили: над нижним ярусом с его восьмью «лепестками» возвышается восьмигранная башня со шлемовидной главой. Собор Петра Митрополита преобразил архитектурный облик монашеской обители, история которой началась почти на два века раньше. В наши дни собор является действующим храмом.
Задание 8. Найдите в школьной библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XVI в. Составьте список наиболее ценных, на ваш взгляд, памятников. Объясните, почему именно они попали в ваш список.
Ответ:
Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Покровский собор на Красной площади
В середине XVI века на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.
Архангельский собор
Архангельский собор Московского Кремля
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен в 1508 году митрополитом Симоном. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы, сочетание трёх малых и одного большого круглых окон на западном фасаде имеет аналоги в архитектуре Венеции). В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи своих прародителей в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был перезахоронен умерший в 1340 году великий князь Иван Калита (останки перенесены из Собора Спаса на Бору).
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору (под Бором, у Боровицких ворот), известная также как церковь святого мученика Уара — древнейшая по времени основания церковь Москвы, располагавшаяся в Кремле. Деревянная церковь известна с XII века. В начале XIV века при митрополите Петре церковь стала соборной. В то время она находилась на митрополичьем дворе, располагавшемся на вершине Боровицкого холма. Каменная церковь на месте деревянной построена в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году. Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью, а также с тем, что старинное здание не гармонировало с панорамой только что отстроенного Большого Кремлёвского дворца.
Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Пьетром Франческо Анибале (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. В здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). Петрок Малый применил ряд готических элементов как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Казанский Кремль
Кремль на гравюре Эдварда Турнерелли
Церковь Киприана и Иустинии, XVI век (снесена после 1917 г.), на заднем плане колокольня Спасского монастыря
Спасская башня Казанского Кремля
После осады Казани крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь Иван IV призвал псковских зодчих Постника Яковлева (по прозвищу Барма) и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного) возвести новую крепость. Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба. Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую (в честь иконы Нерукотворного Образа) церковь у Спасской башни, а также два монастыря — Троице-Сергиевский с деревянными Троицким и Сергиевским храмами и Спасо-Преображенский, с каменным храмом Николы Ратного и каменным, из тёсаного известняка, подклетом деревянного (в XVI веке) Преображенского собора.
Икона-картина «Церковь воинствующая»
Икона-картина «Церковь воинствующая»
Была написана в середине XVI века. Посвящена взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов — прославленные летописные князья-воители: Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской. Впереди на крылатом коне — Архангел Михаил. В центре — фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Замысел картины — показать военный успех как результат покровительства небесных сил.
Задание 9. Заполните пропуски в тексте. Напишите, о каком событии идёт речь.
В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному Успенскому собору, отстроенному при Иване III. В тяжёлых меховых шубах — соболиных, горностаевых, беличьих, крытых по-восточному шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, — плавно двигались бояре. В толпе зрителей кафтаны купцов и гостей перемежались сермягами мастеровых и холопов. Заворожённая великолепием шествия и серьёзностью происходящего толпа застыла. Это было 16 января 1547 г.
Речь идет о венчании на царство Ивана IV
Задание 10. Соотнесите названия народных праздников и их описания.
1) Масленица | А) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник Прощёным воскресеньем |
2) Святки | Б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озёр на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы |
3) Иван Купала | В) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания |
4) Ураза-байрам | Г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий завершение поста, который длится в течение месяца Рамадан |
5) Курбан-байрам | Д) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | В | Б | Г | Д |
Задание 11. О чем свидетельствовали русские поговорки?
Калачом не заманишь — значит, не заставишь делать что-то или идти куда-то даже заманчивыми обещаниями.
Хлеб всему голова — так говорили, отдавая дань уважения хлебу, главному продукту на столе.
Где щи да каша, там и место наше — где можно прокормиться, там и живем, и работаем.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной — так говорили о ключевых продуктах для человека.
Киселём брюха не испортишь — кисель в те времена варили из отваров злаковых культур и воспринимали его как питательное и полезное блюдо.
Задание 12. Заполните таблицу «Пища населения России в XVI в.»
Национальная принадлежность | Основные продукты питания | С чем были связаны пищевые пристрастия |
Русские | Продукты в основном растительного происхождения: хлеб, каши, овощи. Мясо и рыба ели не постоянно, поскольку это было возможно при определенном достатке. | Пристрастия зависели от условий мест проживания и распространенного вида деятельности (земледелия, охоты, рыболовства, скотоводства). |
Карелы | Рыба, каши, пироги | Пристрастия зависели от условий мест проживания – обилие рек, лесов, сложные условия для земледелия и скотоводства. |
Мордва | Растительная пища – кислый хлеб, каши, пироги, блины из гречихи и пшена. По праздникам – блюда из мяса. | Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство. |
Татары | Мясо-молочная и растительная пища. | Сочетание традиций питания кочевых племен с развитым животноводством и оседлых земледельцев. |
Башкиры | Мясная пища. | Традиции питания кочевых племен. Занимались в основном скотоводством. Места проживания способствовали развитию скотоводства. |
Чуваши | Продукты растительного происхождения. | Мясные и молочные продукты производились в основном на продажу. Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство. |