Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Задание 1. Найдите в учебнике и дополнительных источниках материал и представьте его в виде предлагаемой или собственной таблицы «Жилища различных сословий в XVII в.».
Царь и его семья | Каменные или деревянные дворцы в Кремле, Измайлове, Коломенском. Отличались большим великолепием. Состояли из жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. Окна: слюдяные пластины или стекло. Внутреннее убранство: настенные росписи, деревянные полы, ковры, отделка кожей и атласом, позолота, изразцовые печи, картины, венецианские зеркала, напольные часы, гравюры, золотая и серебряная посуда. |
Бояре и дворяне | Комплекс деревянных строений – изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Богатая резная отделка. Окна: слюдяные пластины, рыбьи пузыри. Внутреннее убранство: изразцовая печь, украшенная резьбой мебель, ковры, зеркала, напольные часты, картины, географические карты, золотая и серебряная посуда, украшенные резьбой и обитые кожей кресла. |
Посадский люд | «Белые» деревянные избы. Вспомогательные постройки на дворе. Скромная обстановка: печь, столы, лавки, сундуки. |
Крестьяне | «Черная» деревянная изба с крышей из соломы или дранки. Помещения для домашнего скота внутри избы. Окна затянуты рыбьим пузырем. Скудная обстановка: печь, столы, лавки, сундуки. |
Задание 2. Используя текст учебника и Интернет, заполните таблицу «Основные развлечения различных сословий в XVII в.».
Царский двор | Псовая или соколиная охота, пиры, придворный театр (при Алексее Михайловиче), катание верхом и на санях, чтение книг, прослушивание чтецов, рассказчиков, музыкантов и хорового пения. |
Бояре и дворяне | Пиры, охота, наблюдение за кулачными боями или выступлениями скоморохов. |
Посадский люд | Участие в массовых гуляниях по праздникам, походы на ярмарки, подвижные игры, кулачные бои, хороводы, пение. |
Крестьяне | Развлечения были привязаны к циклу сельскохозяйственных работ. Участие в массовых гуляниях, катание на санях, «посиделки», пение, подвижные игры, хороводы, кулачные бои. |
Задание 3. Кто изображён на картине А. П. Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви» (с. 106 учебника, часть 2)? Когда происходит изображённое действие, до или после церковного раскола? Свой ответ поясните.
На картине А.П.Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви» на переднем плане мы видим посадских женщин и девушек, одетых в праздничные, украшенные узорами рубахи. Разумно предположить, что показанные на картине девушки из зажиточной посадской или даже дворянской семьи. Это видно по богатству одежды и сафьяновым туфелькам девушки. Действие происходит после церковного раскола — в центре картины мы видим женщину, которая отвешивает поясной поклон (после реформы Никона земные поклоны были заменены на поясные).
Задание 4. Сравните помещённые в учебнике иллюстрации (с. 108—110 учебника, часть 2). Составьте небольшой рассказ, обратив внимание на черты сходства и различия во внешнем облике представленных персонажей.
На всех иллюстрациях показаны персонажи в одеждах, характерных для различных сословий XVII века. Например, на картине Рябушкина «Пир царя Алексея Михайловича» мы видим ближних бояр государя, одетых в традиционные платья — похожие одеяния использовались и в XVI веке.
Однако в XVII веке боярская одежда по богатству тканей, мехов и отделки стала подобна царскому одеянию, что показывает стремление бояр быть достойными роскоши царского двора. Сидящие за столами бояре одеты в расписные кафтаны. Для декоративного украшения кафтанов использовался высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор — такую шапочку мы видим на царе.
Вариант верхней боярской одежды мы видим на иллюстрации на странице 109. Этот рисунок очень похож на картину немецкого художника Готфрида Кнеллера, который нарисовал портрет русского боярина Петра Потёмкина, бывшего в то время послом России в Испании.
На боярине поверх подпоясанного кафтана одета шуба. Верх шубы покрывался тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина.
Подобные шубы зимой носили и женщины. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А.П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки — высокая горлатная шапка, свидетельствующая о знатности рода этой девушки.
Несмотря на то, что на картинах показаны представители разных сословий, везде мы видим роскошь и надменность. Царский стол поражает богатством, даже во время соколиной охоты — роскошь отделки, множество слуг и стрельцов охраны. Портрет Петра Потёмкина показывает нам спокойного и уверенного в своем превосходстве боярина. Московская девушка на картине Рябушкина вообще идет по улице с «задранным носом» и надменным выражением лица. Данные персонажи всячески стремятся показать свою значимость и богатство.