§ 2. Что значит жить по правилам
§2. Вспомним. Задание №1
Какие правила общения между людьми тебе известны? Какие правила гостеприимства ты знаешь?
Ответ:
Мне известны следующие правила общения между людьми:
1. слушать внимательно своего собеседника;
2. не следует навязывать свою точку зрения собеседнику;
3. не надо говорить о человеке, если его нет рядом (осуждать),а уж тем более критиковать.
4. говорить о людях только хорошее;
5. в беседе проявлять заинтересованность, даже если тебе это неинтересно;
6. не надо показывать свое превосходство над другими в разговоре, даже, если ты лучше разбираешься в этой теме;
7. если ты чувствуешь, что обидел человека, необходимо извиниться.
Я знаю следующие правила гостеприимства:
1. к любому человеку, который пришёл к вам в гости, нужно проявлять внимание; следует быть вежливым и доброжелательным со всеми;
2. не надо быть сильно навязчивым и настойчивым;
3. обязательно нужно представить друг другу незнакомых людей;
4. если человек собрался уйти не надо его останавливать (у него могут быть свои планы), а необходимо проводить гостя.
§2. Обсудим вместе. Задание №1
Выскажи своё мнение о споре двух семиклассников.
Пётр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Ответ:
В споре двух семиклассников я согласна с мнением Ларисы. Правила в обществе нужны для того, чтобы регулировать действия людей. Если бы правил не было, то люди бы вели себя так, как того хотели сами, не думая о других. Тогда в стране был бы полный беспорядок.
Страница 20. Задание №1
Г. И. Семирадский (1843 − 1902). Похороны знатного руса.
1892 г. ГИМ
Рассмотри картину. Что художник изобразил на ней? О каких древних обычаях рассказывает это полотно?
Ответ:
На картине "Похороны знатного руса" художник Г. И. Семирадский изобразил смерть знатного господина, которого оплакивают его приближённые.
Это полотно рассказывает об обычае хоронить знатных людей в лучшей одежде, с богатствами на своём корабле. Также полотно рассказывает об обычае жертвоприношения: в жертву приносят животных и девушку, которая назначена его женой в загробном мире. У самого нижнего края полотна мы можем видеть стоящего мужчину с факелом, готового поджечь похоронную ладью с телом покойного.
Страница 22. Задание №1
Посмотри на рисунки. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.
Ответ:
На первом рисунке молодой человек должен пропустить женщину с сумками. Желательно, чтобы он помог ей их донести.
На втором рисунке человек в хоккейной форме должен переодеться, прежде чем идти на выставку. Так как нельзя посещать общественные места (музеи, выставки, театры и т.д.) в одежде, предназначенной для занятий спортом.
На третьем рисунке человек не должен пользоваться мобильным телефоном. Во время выступления в театре или на концерте мобильный телефон должен быть выключен или переведён в беззвучный режим.
На четвёртом рисунке мальчик должен уступить место бабушке.
Страница 23. Задание №1
Среди людей, способствовавших Петру I в преобразовании нравов, видное место занимал генерал−фельдмаршал, дипломат, граф Борис Петрович Шереметев (1652 − 1719). Он много раз бывал за границей, выполняя миссию посла. Шереметев первым из русских явился перед Петром I во французском кафтане, с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой, подаренной ему австрийским императором. Но дело было не только в заграничном наряде, который царь стал вводить в России. Шереметев подавал пример той утончённости в нравах, к которой многим оставалось только стремиться. Английский посол писал о нём: «Шереметев − самый вежливый и наиболее культурный человек в стране».
Граф мог остановиться на улице и выйти из кареты, чтобы подать руку старому сослуживцу. Обеды Шереметева, отличавшиеся изысканностью блюд, никогда не превращались в шумные пиры: фельдмаршал порицал излишество в еде. Последние годы своей жизни Шереметев посвятил благотворительности.
Как ты думаешь, какие особые правила этикета существовали в петровские времена у знати и у простого народа? А какие правила были общими?
Ответ:
Правила этикета отличались у дворянского сословия и у крестьян, «простого люда». Так дворяне должны были, в случае мужчин, делать поклон, а дамы были обязаны приветствовать друг друга и мужчин изящным реверансом. У простых людей такого не было, они жали руку или обнимались. Знать была обязана соблюдать правила этикета во время обедов и ужинов (пользоваться столовыми приборами и придерживаться распорядка приёма пищи).
Простой народ ел так, как мог и хотел.
Общие правила были при посещении церкви или храма – там все были равны, и дворяне, и крестьяне. Мужчины снимали головной убор. Женщины покрывали голову. Сюда же можно отнести уважение и почитание старших (нельзя было оскорблять старшего по возрасту человека).
§2. Проверим себя. Задание №1
Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
Ответ:
В обществе действует множество правил, или социальных норм.
Виды правил (норм) | Что устанавливают | Примеры |
По направленности: предписывающие, запрещающие | Какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо | Дорожные знаки |
По степени обязательности: нормы−правила | Какое поведение обязательно для данной группы людей | При встрече со старшим по званию военные отдают воинское приветствие |
нормы−ожидания | Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно | Опоздание на встречу |
По форме: формальные | Чётко зафиксированы в письменной форме | Закон или предписание |
неформальные | Обеспечиваются обычаями и привычкой | Этикет |
Также можно добавить следующие правила:
1. правила поведения в общественных местах (на концертах, в театрах);
2. правила поведения в общественном транспорте (уступать места пассажирам с детьми, пожилым и инвалидам);
3. правила поведения со старшими (обращаться на "вы").
§2. Проверим себя. Задание №2
Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
Ответ:
Привычка − автоматически воспроизводимое действие, исполнение которого инициируется некоторым сигналом и выполняется и завершается с чувством удовольствия. Она возникает при повторении определённых действий. Большинство привычек приобретается людьми стихийно, под влиянием ситуаций, в которых соблюдение нормы даёт нужный результат. Недаром говорят, что привычка − вторая натура. А ещё говорят, что привычка − стереотип поведения.
Полезные привычки простыми словами – это то, что мы делаем многократно и регулярно, то, что доведено до автоматизма, и то, что приносит нам пользу. Полезные привычки: соблюдение режима дня, чистить зубы утром и вечером, делать по утрам зарядку, гулять на свежем воздухе.
Далеко не все привычки полезны. Существуют вредные и даже опасные привычки. Никто не станет спорить, что вредно читать лёжа, болтать во время еды. К опасным привычкам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Из−за подобных пристрастий у людей возникают тяжёлые болезни.
§2. Проверим себя. Задание №3
Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
Ответ:
Обычай − традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи наследуются от предков, передаются из поколения в поколение.
Ритуал − выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего−либо. Здесь тоже существуют свои правила. Они устанавливают, кто, в какой очерёдности, с помощью каких слов, жестов или предметов совершает действия. Ритуалы тесно переплетаются с обычаями.
Обычаи и ритуалы, возникшие в далёкие времени, существуют и сегодня, потому что они принадлежат определённому народу, который их когда−то придумал. Они отражают культурные особенности и традиции этого народа, т.е. это некая память, которую передают из поколения в поколение. Люди привыкли к этим обычаям и ритуалам и уже не представляют без них свою жизнь.
До наших дней дошли такие обычаи и ритуалы, как венчание, крещение, отпевание, ритуал посвящения в студенты.
§2. Проверим себя. Задание №4
Зачем в обществе существуют правила этикета?
Ответ:
В обществе правила этикета существуют для того, чтобы был порядок в общении среди людей и поддерживалось уважительное отношение друг к другу. Люди, которые соблюдают правила этикета меньше конфликтуют, им проще взаимодействовать друг с другом.
§2. В классе и дома. Задание №1
Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к самым−самым? Объясни почему.
Ответ:
Я считаю что самые−самые важные правила − это те, которые относятся к технике безопасности. Ведь за несоблюдение этих правил наказывает сама жизнь, а не отдельные люди, которые придумали эти правила.
Например, нельзя разбирать розетку, не отключив электричество − не потому, что это запрещено, а потому что ударит током. Нельзя перебегать дорогу на красный свет − не потому, что кто−то обидится, а потому что машина собьёт. Нельзя есть незнакомые грибы − не потому, что это не принято в приличном обществе, а потому что можно отравиться настолько серьёзно, что даже врач не поможет.
Так же я считаю, что самые−самые важные правила − это вежливое общение с людьми, уважение старших, соблюдение законов и правовых норм. Эти правила помогают сохранить порядок в обществе и жить в мире и согласии.
§2. В классе и дома. Задание №2
О каких нормах идёт речь в следующем тексте: «Восприемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда по приказанию последнего началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом…»?
Ответ:
В данном тексте идёт речь о ритуале посвящения в рыцари. Без этого ритуала нельзя было стать рыцарем и вступить в рыцарское общество.
§2. В классе и дома. Задание №3
За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актёру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.
Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке: «Три−четыре−пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить»?
Ответ:
В детской считалке: «Три−четыре−пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить» санкции выступают как мера наказания − если игрок не спрятался или стоит за спиной водящего, то он будет наказан за это тем, что сам будет водить три кона подряд.
§2. В классе и дома. Задание №4
В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит». Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл.
Ответ:
По улице нужно ходить прямо, с поднятой головой и доброжелательным видом. Быть вежливым, двигаться свободно, приветливо смотреть на других людей.
Смысл этого правила состоит в том, что если соблюдать его, то никто не сможет решить, будто ты что−то задумал, и впечатление о тебе у окружающих сложится хорошее.
§2. В классе и дома. Задание №5
Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX − начале XXI в.? Объясни причины их появления и значение в жизни людей.
Ответ:
Я считаю, что правил этикета, появившихся в XX − начале XXI века очень много. Все они связаны с изменениями в жизни людей, с появлением новых технических средств.
Возьмём, например, мобильный телефон. С его появлением возникли следующие правила: не разговаривать слишком громко; не звонить слишком рано или слишком поздно; не пользоваться телефоном в общественных местах (музей, театр); невежливо разговаривать по телефону с кем−то, если находишься в компании с другим человеком; обязательно перезванивать, если увидел пропущенный вызов.
С появлением сети Интернет и электронной почты возникли правила, которые касаются общения по сети: электронное письмо должно содержать приветствие и прощание; если это деловое письмо, то оно должно быть отправлено в рабочее время.
Подобных правил очень много. Все эти правила значимы для человека, потому что они регламентируют его жизнь.