§ 4. Производственная деятельность человека

§4. Вспомним. Задание №1

Каким бывает труд и как его оценивать? Какие потребности относятся к материальным, а какие − к духовным? Какова роль производителя и потребителя в экономике? Как взаимосвязаны их экономические интересы?

Ответ:

Труд различается по содержанию и по сложности.
Труд бывает:
1. постоянный — временный;
2. простой — сложный;
3. умственный — физический;
4. оплачиваемый — безвозмездный;
5. добровольный — принудительный;
6. ручной — автоматизированный;
7. творческий — традиционный;
8. коллективный — индивидуальный.
Общество неодинаково оценивает труд людей различных профессий, разные виды труда. Всё зависит от того, насколько тот или иной труд востребован обществом, насколько важен для каждого человека, ценен для него. Как правило, большую ценность для общества представляет труд, требующий высокого уровня знаний, специализированной подготовки, творческих способностей. Важную роль в оценке труда играет количество сделанного и его качество.
Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности (по−другому их называют естественные физиологические или материальные). Они нужны, чтобы жить. Такие потребности есть и у человека, и у животных.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Производитель и потребитель играют важную роль в экономике, так как являются главными её действующими лицами. Благодаря их взаимодействию формируется рынок товаров и услуг.
Несмотря на различия экономических интересов основных участков экономики, между ними существует тесная взаимосвязь. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить.

§4. Обсудим вместе. Задание №1

Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажёр. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?

Ответ:

Я считаю, что производство способно удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей. Современные технологии позволяют полностью удовлетворять потребности людей, а развитие науки даёт нам возможность в ближайшее время получить что−то новое.

Страница 36. Задание №1

Приведи примеры использования информационных технологий в образовательном процессе, помогающих учащимся сделать обучение более интересным и результативным.

Ответ:

Примеры использования информационных технологий в образовательном процессе:
• Использование компьютеров, с помощью которых учащиеся могут посмотреть презентации, видеофильмы, а также выполнить разнообразные проекты (разработка личного сайта).
• Использование электронных интерактивных досок, различных тренажёров и программ тестирования, электронных учебников.

Страница 36. Задание №2

Узнай из различных источников (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов, приведи свои примеры. Предложи способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.

Ответ:

Одним из эффективных способов экономии являются многотарифные счетчики, которые считают электроэнергию по сниженному тарифу (к примеру, стирку или же мойку посуды в машинах можно отложить на вечернее время и так сократить расход электроэнергии).
Еще один способ экономии − установка диммера (регулятора мощности в светодиодных лампах) или же установка датчиков движения отключающих автоматически свет, когда в помещении никого нет.
Современным методом является использование умных розеток («смарт), которые вставляются в обычный разъем и потребляют значительно меньше энергии. Инновационная разработка «умный дом» позволяет управлять всеми электроприборами дистанционно. Такая услуга стоит недешево, но быстро окупается.
В школе можно внедрить применение энегросберегающих ламп, точечного освещения. Можно утеплить помещение, установить теплоотражающие плёнки на окна. Выходя из помещения необходимо выключать свет и не оставлять приборы в режиме ожидания.

Страница 37. Задание №1

Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, тебе известны?

Ответ:

На многих современных российских предприятиях используется конвейер. В первую очередь это предприятия машиностроительной отрасли. Предприятия связанные с производством тракторов, автобусов. Самые известные ГАЗ, КАМАЗ, ВАЗ.
Конвейерное производство широко применяется в автомобильной промышленности (Mercedez−Benz, BMW, Toyota и все другие автомобильные компании).
Конвейерное производство также распространено в сборке бытовой техники (Samsung, LG, Siemens), и другой электроники.

Страница 39. Задание №1

Рассмотри картину. Что можно сказать о масштабах производства и его участниках? Какими приёмами художник выразил трудовой порыв героев картины?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Ю. И. Пименов (1903 − 1977).
«Даёшь тяжёлую индустрию!». 1927 г. ГТГ

Ответ:

На картине художника Ю. И. Пименова «Даёшь тяжёлую индустрию!» масштаб производства огромен, видно, что завод, где происходит действие картины, очень большой. На переднем плане художник изобразил несколько рабочих, которые полураздеты. Скорее, на производстве очень жарко, и может быть, они работают уже довольно долго. Рабочие занимаются тяжёлым ручным трудом. Они все чёрные от копоти, но их ничего не останавливает, что говорит об их трудолюбии.
Для выражения трудового порыва героев картины художник Ю. И. Пименов использовал приёмы светотени и игры контрастов.

§4. Проверим себя. Задание №1

Какова роль разделения труда в развитии производства?

Ответ:

Разделение труда в производстве − это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций. Благодаря этому можно эффективно использовать ресурсы и снижать затраты на производство, а также увеличивать выпуск продукции.
Важность разделения труда для результативности производства люди поняли уже давно. Вспомним, например, какое значение для экономики имело возникновение мануфактур.
Мануфактура − это промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве. Каждый рабочий мануфактуры выполняет лишь небольшую часть дела − какую−то простую операцию. Например, один человек замешивает глину, другой делает горшки на гончарном круге, третий расписывает их краской, четвертый − обжигает в печи. Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.

§4. Проверим себя. Задание №2

Как сделать производство выгодным?

Ответ:

Производитель старается организовать производство такого товара и таким образом, чтобы после его продажи получить выручку, которая не только возместит его расходы, но и даст дополнительные средства. Это и есть прибыль.
Выгодным производство можно сделать несколькими способами:
1. уменьшить затраты на производство, используя энергосберегающие технологии;
2. производить то, что нужно потребителю;
3. правильно рассчитывать затраты на производство (искать, где выгоднее закупать сырьё);
4. использовать новые технологии и современное оборудование;
5. использовать разделение труда.

§4. Проверим себя. Задание №3

Как можно снизить затраты производства?

Ответ:

Затраты производства можно снизить через:
1. внедрение новых технологий;
2. применение современного оборудования;
3. совершенствование организации и разделения труда;
4. экономное и бережное расходование ресурсов;
5. повышение мастерства работников.

§4. В классе и дома. Задание №1

К каким видам затрат (переменным или постоянным) относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников, аренда складских помещений, оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов?

Ответ:

Переменные затраты: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников, оплата доставки сырья и материалов.
Постоянные затраты: аренда складских помещений, оплата спецодежды персонала.

§4. В классе и дома. Задание №2

Какие из приведённых суждений ты считаешь верными?
а) Производительность труда растёт, если увеличивается число работников.
б) На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства.
в) Производительность труда зависит от уровня квалификации работников.
г) Производительность труда снижается в результате роста цен на продукцию.

Ответ:

Я считаю верными следующие суждения:
а) Производительность труда растёт, если увеличивается число работников. Потому что увеличится число тех, кто будет производить товар, значит, товара будет произведено больше.
б) На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства. Потому что новые технологии облегчают труд работника и способствуют росту производительности труда.
в) Производительность труда зависит от уровня квалификации работников. Высококвалифицированный работник будет делать свою работу лучше и сможет изготовить больше качественной продукции за то же время, что и работник с низкой квалификацией.

§4. В классе и дома. Задание №3*

Узнай, обратившись к Интернету, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?

Ответ:

Альтернативный источник энергии является возобновляемым ресурсом, он заменяет собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле, которые при сгорании выделяют в атмосферу углекислый газ, способствующий росту парникового эффекта и глобальному потеплению. Причина поиска альтернативных источников энергии − потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений.
К альтернативным источникам энергии относятся в первую очередь солнечная и ветряная энергии, геотермальное тепло, энергия морских волн и приливов.
Сегодня альтернативные источники энергии уже широко используются для решения проблем энергоснабжения не только в промышленных масштабах, но и в частном секторе.
Я думаю, что будущее у них есть. У нас возникают серьёзные экологические проблемы, которые необходимо решать. Также мы знаем, что ресурсы у нас ограничены и когда−то они исчерпают себя. Нужно быть готовыми к этому и искать другие источники энергии.

§4. В классе и дома. Задание №4

Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила пять мотков шерсти, по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.

Ответ:

Первая мастерица получила прибыль в размере: 500 − 60 * 5 = 200 рублей.
Вторая мастерица получила прибыль в размере: 700 − 300 − 120 = 280 рублей.
Размеры прибыли мастериц различаются, потому что различаются и затраты на производство (первая мастерица затратила 300 рублей, а вторая − 420 рублей), и сами товары (по размеру, составу), и цены установленные на эти товары разные.

§4. В классе и дома. Задание №5

Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так увлёкся, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселее, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда пролетела в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?

Ответ:

Понедельник: 2 часа : 2 поэмы = 1 час (60 минут) на одну поэму.
Вторник: 1 час : 3 поэмы = 60 минут : поэмы = 20 минут на одну поэму.
Среда: 4 часа : 6 поэм = 240 минут : 6 поэм = 40 минут на одну поэму.
Четверг: ничего не сочинил = 0 поэм.
Пятница: 30 минут на 1 поэму.
Самая высокая производительность у Незнайки была во вторник, так как на одну поэму у него ушло 20 минут.