Задания второй части ЕГЭ по биологии на знание особенностей строения клетки эукариот и прокариот, их сходства и отличия, роль в природе этих организмов, много вопросов про бактерии и простейших. Задания с ответами Рохлова.

Задания про эукариот и прокариот второй части ЕГЭ

Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровню организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

Ответ:

1) клетка является частью организмов, его структурной и функциональной единицей (клетки многоклеточных растений, животных, грибов);
2) в одноклеточном организме клетка представляет собой целостный организм и обладает всеми свойствами организма (одноклеточные водоросли и грибы, простейшие)

Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 6-и особенностей.

Ответ:

1) нет оформленного ядра (имеется нуклеоид);
2) ДНК имеет кольцевую форму;
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) мелкие (70S) рибосомы;
5) нет митоза и мейоза (размножаются делением надвое);
6) клеточная стенка из муреина (пептидогликана);
7) мелкие размеры клетки (меньше, чем у эукариот).

Назовите не менее четырёх типов питания бактерий. Кратко охарактеризуйте каждый тип.

Ответ:

1) фототрофы — в качестве источника энергии используют энергию солнечного света;
2) хемотрофы — в качестве источника энергии используют энергию окисления неорганических веществ;
3) сапротрофы используют органические вещества мёртвой массы;
4) паразиты используют органические вещества живых организмов, нанося им вред;
5) симбионты используют органические вещества живых организмов, принося им пользу.

Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее четырех значений.

Ответ:

1) являются редуцентами, минерализуют органические вещества до неорганических;
2) участвуют в круговороте веществ (углерода, азота и др.);
3) вызывают болезни, регулируют численность популяций;
4) автотрофные бактерии являются продуцентами (вырабатывают органические вещества);
5) являются симбионтами (клубеньковые бактерии, бактерии в толстом кишечнике человека).

В каких отраслях хозяйства используются бактерии? Приведите не менее четырёх примеров.

Ответ:

1) в пищевой промышленности для получения кисломолочных продуктов, при квашении, виноделии, сыроделии;
2) в сельском хозяйстве для приготовления силоса, компоста, препаратов для борьбы с вредителями;
3) в коммунальном хозяйстве для очистки сточных вод;
4) в фармацевтике для получения вакцин, витаминов, гормонов, лекарств;
5) в энергетике и добывающей промышленности для получения биогаза.

По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.

Ответ:

1) В клетках бактерий (прокариот) отсутствуют мембранные органоиды: комплекс Гольджи, ЭПС, лизосомы
2) В клетках бактерий (прокариот - доядерных) отсутствует оформленное ядро
3) Генетический материал клетки бактерии представлен в виде кольцевой молекулы ДНК - нуклеоида

Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

Ответ:

1) в скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой;
2) споры сохраняют жизнеспособность длительное время, и, попав в организм человека или скота, вызывают заболевание сибирской язвой;
3) споры бактерий - это покоящаяся форма существования бактерий, позволяющая им долгое время переживать неблагоприятные условия.

Почему портятся продукты питания? Какими способами можно предохранить продукты питания от гниения? Назовите не менее пяти способов. Раскройте биологическую сущность используемых методов.

Ответ:

1) порча продуктов происходит при размножении в них гнилостных бактерий и плесневых грибов;
2) охлаждение (заморозка) - при понижении температуры снижается скорость обмена веществ в бактериях и грибах;
3) стерилизация (пастеризация; обработка высокой температурой) - высокие температуры вызывают денатурацию белков и гибель клетки;
4) высушивание (вяление) - при дефиците воды невозможен (замедляется) обмен веществ в клетке;
5) засолка ИЛИ засахаривание – в гипертоническом растворе клетки теряют воду вследствие явления осмоса;
6) маринование ИЛИ консервация ИЛИ квашение ИЛИ копчение – в среде содержатся вещества (консерванты, кислоты), убивающие клетки гнилостных бактерий и грибов.

Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина (пептидогликана). На какую группу организмов действует этот препарат? Почему для клеток человека он нетоксичен? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) препарат действует на бактерии;
2) клеточная стенка бактерий состоит из муреина;
3) в состав клеток человека муреин не входит (клетки человека не имеют клеточной стенки из муреина).

При приготовлении домашнего йогурта молоко рекомендуется (1) прокипятить. Перед внесением закваски его необходимо (2) остудить. После чего нужно (3) убрать ёмкость с закваской в теплое место на 5-10 часов. Объясните с точки зрения биологии необходимость процессов, указанных цифрами 1, 2, 3. Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

1) кипячение молока позволяет уничтожить бактерии (грибы), содержащиеся в нем;
2) остудить молоко нужно чтобы бактерии, содержащиеся в закваске, не погибли;
3) 5-10 часов в тёплом месте необходимо для процесса брожения.

Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.

Ответ:

1) А - организм из царства Бактерии;
2) отсутствует ядро (имеется нуклеоид; ДНК лежит в цитоплазме);
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) Б - организм из царства Растения;
5) есть крупная центральная вакуоль;
6) есть хлоропласты;
7) есть клеточная стенка.

На рисунке показано строение мембраны и клеточной стенки. К какому царству относится организм, у которого имеются клетки со стенкой такого состава? Ответ поясните. Поверх клеточной стенки у некоторых представителей этого царства имеется слизистая капсула (слой полисахаридов). Какие функции она может выполнять? Назовите не менее двух функций.

Ответ:

1) царство Бактерии;
2) клеточная стенка содержит муреин (пептидогликан);
3) капсула выполняет функцию защиты (например, от лизоцима);
4) клейкие капсулы служат для формирования колоний из одиночных бактерий;
5) с помощью капсул бактерии прилипают к поверхностям (пищевому субстрату).

Назовите структуры бактериальной клетки, указанные на рисунке цифрами 1 и 2. Опишите основные отличия структуры 1 по сравнению с аналогичной структурой эукариот. Укажите функции структуры 2.

Ответ:

1) 1 — кольцевая молекула ДНК (бактериальная хромосома, бактериальный геном);
2) бактериальная ДНК имеет замкнутую (кольцевую) форму (эукариотическая ДНК — линейная);
3) бактериальная ДНК не имеет белков-гистонов (в отличии от эукариотической);
4) 2 — плазмида;
5) несет дополнительные гены;
6) повышает устойчивость бактерии к неблагоприятным условиям среды.

Бактерий поместили в растворы, состав которых благоприятен для их жизнедеятельности, и перемешали. Через некоторое время бактерии в пробирках перераспределились. В пробирке 1 находятся аэробы, в пробирке 2, в пробирке 3 – факультативные анаэробы. Почему основная часть бактерий в пробирке 3 стремится к поверхности раствора, но при этом такие бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

1) собираются в основном на поверхности раствора, так как там больше кислорода;
2) кислород используется факультативными анаэробами для осуществления дыхания (окислительного фосфорилирования);
3) окислительное фосфорилирование является более энергетически выгодным, чем гликолиз (брожение);
4) бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды, так как могут осуществлять анаэробный (бескислородный) обмен.

Какие бактерии человек используют для получения пищевых продуктов? Приведите два примера. Какой метаболический процесс в клетках этих бактерий лежит в основе их использования в пищевой промышленности? Почему приготовленные с применением этих бактерий продукты могут иметь долгий срок хранения?

Ответ:

1) молочнокислые бактерии - для получения кисломолочных продуктов ИЛИ квашения;.
2) уксуснокислые бактерии – для получения уксуса ИЛИ пропионовокислые – для получения сыров;
3) брожение;
4) продукты брожения (кислоты) подавляют развитие гнилостных бактерий и плесневых грибов.

Чем строение клетки сине-зеленых водорослей отличается от клетки зеленых водорослей? Назовите не менее четырех отличий.

Ответ:

1) сине-зеленые водоросли – цианобактерии (прокариоты); зеленые водоросли – эукариоты;
2) у сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра, у зеленых – есть;
3) у сине-зеленых водорослей одна кольцевая молекула ДНК, у зеленой водоросли несколько хромосом линейной формы;
4) у сине-зеленых водорослей нет мембранных органоидов (митохондрий, пластид, ЭПС и т.п.), у зеленых – имеются;
5) клеточная стенка сине-зеленых водорослей состоит из муреина, у зеленых водорослей - из целлюлозы (полисахаридов).

Лекарственный препарат связывает 70S рибосомы, препятствуя их функционированию. На какую группу организмов действует этот препарат? Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

Ответ:

1) препарат действует против бактерий;
2) грипп и амебную дизентерию невозможно вылечить данным препаратом;
3) грипп вызывается вирусом;
4) вирусы не содержат рибосом (являются неклеточными формами жизни);
5) амебная дизентерия вызывается амебами (простейшими; одноклеточными животными);
6) амебы имеют рибосомы 80S типа (эукариотические рибосомы).

Клетка организма какого царства изображена на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какую функцию она выполняет?

Ответ:

1) клетка царства Бактерии;
2) не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме; имеется нуклеоид);
3) не содержит мембранных органоидов;
4) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК);
5) несет дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:

1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка;
2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра (содержит кольцевую ДНК);
3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

Лекарственный препарат рекомендуется принимать при инфекционно-воспалительных процессах в организме человека, вызванных патогенными бактериями. Препарат блокирует действие бактериальных белков-ферментов, регулирующих реакции с участием ДНК, что уменьшает рост и деление клеток бактерий, приводит к их гибели. На какие процессы в клетке бактерий воздействует этот препарат? Почему прекращается рост, деление и наблюдается гибель бактериальных клеток?

Ответ:

1) препарат блокирует репликацию ДНК;
2) блокирование репликации не дает бактериальной клетке делиться;
3) препарат блокирует транскрипцию;
4) блокирование транскрипции не дает бактериальной клетке синтезировать белки;
5) это прекращает рост и приводит к гибели клетки.

Лекарственный препарат рекомендуется применять при инфекционно-воспалительных процессах, вызванных патогенными бактериями. Препарат блокирует действие специфического белка-фермента ДНК-гиразы и репликацию бактериальной ДНК. Что происходит с клетками бактерий в результате приёма данного препарата? Почему он не действует на клетки организма человека таким же образом? Ответ поясните.

Ответ:

1) препарат нетоксичен для клеток организма человека, так как воздействует на специфический бактериальный белок-фермент (фермент, который характерен только для клеток бактерий);
2) препарат воздействует на процесс репликации ДНК;
3) в результате прекращается деление бактериальной клетки;
4) препарат воздействует на процесс транскрипции;
5) в результате прекращается синтез белков.

Учёные провели эксперимент, целью которого было определение наиболее эффективного антибактериального препарата для лечения заражения синегнойной палочкой. В лаборатории провели посев синегнойной палочки на твёрдую питательную среду на чашке Петри. После того как культура бактерий развилась на питательной среде, на неё нанесли три антибиотика. Результаты представлены на рисунке: кружочки с цифрами – диски из фильтровальной бумаги с тремя разными антибиотиками; серый цвет большого круга – бактерии, развившиеся на питательной среде; белые круги вокруг некоторых дисков – участки, на которых бактерии не развиваются. Какой из трёх антибиотиков оказался наиболее эффективным? Как учёные это определили? За счет чего бактерии могут приобретать устойчивость к антибиотикам? Напишите не менее двух вариантов.

Ответ:

1) наиболее эффективен антибиотик 1;
2) вокруг диска с ним плохо растут бактерии;
3) за счёт мутаций;
4) за счет поглощения плазмид.

Экспериментатор решил определить влияние антибактериального средства, используемого для обработки ран, на рост колоний одного из штаммов бактерии Staphylococcus aureus. Он пропитывал диски из фильтровальной бумаги растворами этого средства в различной концентрации и помещал диски на чашки Петри с бактериями. Через сутки экспериментатор определял радиус зоны, свободной от бактерий, вокруг диска (радиус зоны ингибирования). Результаты эксперимента приведены в таблице. Раствор с какой концентрацией препарата, согласно результатам исследования, будет оптимальным для применения? Ответ поясните. Почему используемые ранее антибактериальные средства со временем могут оказаться неэффективными?

Концентрация препарата, % Средний радиус зоны ингибирования, см
1 0,45
3 0,82
5 1,52
10 1,54
Ответ:

1) 10%;
2) при такой концентрации радиус зоны ингибирования был наибольшим;
ИЛИ
1) 5%;
2) такая концентрация оптимальна по эффективности с учетом расхода препарата (снижает себестоимость, экономически целесообразна);
3) у бактерий возникает резистентность (устойчивость) к антибактериальным препаратам;
4) результат мутационной изменчивости.

Экспериментатор определял влияние антибиотика эритромицина на рост бактерий одного из штаммов Micrococcus luteus. Известно, что эритромицин способен связываться с большой субъединицей 70S рибосомы. Разные количества антибиотика добавлялись в питательную среду на чашки Петри, засеваемые одинаковым количеством бактерий. Спустя 24 часа подсчитывалось количество выросших колоний бактерий на чашках Петри. Результаты эксперимента приведены в таблице. Объясните, почему эритромицин подавляет рост колоний бактерии. Вызывает ли эритромицин такие же изменения в клетках человека? Аргументируйте свой ответ.

Концентрация эритромицина, мкг/мл Количество колоний
1 76
10 34
25 26
50 2
100 0
Ответ:

1) эритромицин, связываясь с бактериальной рибосомой, нарушает синтез белка (трансляцию);
2) клетки бактерий не могут расти и делиться;
3) эритромицин не действует таким образом на клетки человека;
4) в клетках человека рибосомы 80S типа (отсутствуют рибосомы бактериального типа).

Экспериментатор решила установить влияние пребиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества пребиотика в жидкую питательную среду и вносила туда одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате, после чего измерялась оптическая плотность (мутность) среды с бактериями. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, для чего служат пребиотики. В каких ситуациях врачи назначают их приём? Приведите не менее двух ситуаций.

Ответ:

1) пребиотики — вещества, стимулирующие рост и жизнедеятельность микрофлоры кишечника (не принимать ответ, в котором утверждается, что пребиотики — это полезные бактерии);
2) пребиотики назначаются в случае приёма антибиотиков;
3) пребиотики назначаются в случае нарушения функционирования микрофлоры кишечника.

Экспериментатор решила установить влияние антибиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества антибиотика гентамицина в питательную среду на чашки Петри и сеяла одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате. Подсчитывалось количество индивидуальных колоний бактерий на чашках. Результаты эксперимента приведены в таблице. Как Вы думаете, при какой температуре инкубировались чашки Петри в данном эксперименте? Поясните свой ответ.

Концентрация антибиотика, мкг/мл Среднее количество колоний на чашке
1 213
2 79
3 22
4 7
5 3
6 0
15 0
Ответ:

1) при температуре 37 °C (36,6 °C);
2) кишечная палочка обитает в кишечнике у человека (млекопитающих);
3) поэтому оптимальными условиями для её роста должна быть температура тела хозяина (человека, млекопитающих).

В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Как изменится количество бактерий в рубцовой жидкости, если вместо мочевины ввести в рацион здорового животного антибиотик? Объясните, как и почему в этом случае изменится масса животного.

Этапы исследования Количество бактерий в 1 мл рубцовой жидкости
Корова 1 Корова 2 Корова 3 Корова 4 Корова 5
До начала эксперимента 2 700 000 3 600 000 3 000 000 3 500 000 3 100 000
Через 1 месяц использования кормовой добавки 6 100 000 6 300 000 6 800 000 6 500 000 6 200 000
Ответ:

1) количество бактерий уменьшится;
2) масса животного уменьшится (прирост массы уменьшится);
3) антибиотики подавляют деление бактерий (убивают бактерии);
4) бактерии рубца обеспечивают переваривание клетчатки (корма);
5) при гибели бактерий уменьшится количество доступных питательных веществ (снизится качество питания).

В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Наличием какого химического элемента в кормовой добавке можно объяснить наблюдаемый эффект на бактерии? Ответ поясните. Какую роль выполняют бактерии в рубце коров?

Этапы исследования Количество бактерий в 1 мл рубцовой жидкости
Корова 1 Корова 2 Корова 3 Корова 4 Корова 5
До начала эксперимента 2 700 000 3 600 000 3 000 000 3 500 000 3 100 000
Через 1 месяц использования кормовой добавки 6 100 000 6 300 000 6 800 000 6 500 000 6 200 000
Ответ:

1) в состав мочевины входит азот;
2) азот входит в состав аминокислот (белков, нуклеиновых кислот);
3) аминокислоты (белки) являются строительным материалом (ферментами) для новых клеток
ИЛИ
3) нуклеиновые кислоты являются генетическим материалом для новых клеток;
4) бактерии способствуют перевариванию клетчатки (корма)
ИЛИ
4) синтезируют витамины (являются источником белка)
ИЛИ
4) препятствуют заселению патогенной флоры.

Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как и почему изменяется количество живых клеток бактерий в эксперименте после добавления антибиотика? Как изменится количество живых клеток бактерий, если на пятый день вновь добавить ципрофлоксацин в культуру, но в большей концентрации, чем в начале эксперимента? Ответ поясните.

Ответ:

1) количество живых клеток бактерий после добавления антибиотика уменьшается, а потом начинает расти;
2) большинство бактерий погибает под действием антибиотика;
3) устойчивые к антибиотику бактерии начинают размножаться;
4) количество живых бактериальных клеток после повторного добавления ципрофлоксацина сначала (незначительно) снизится, а затем продолжит расти;
5) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину

Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится количество живых клеток бактерий, если продолжить эксперимент: через 500 циклов деления в одну половину бактериальной популяции снова добавить ципрофлоксацин, а в другую добавить такое же количество пенициллина (антибиотик другого типа)? Ответ поясните.

Ответ:

1) при добавлении ципрофлоксацина количество живых бактериальных клеток продолжит расти (незначительно изменится);
2) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину;
3) при добавлениии пенициллина большинство бактериальных клеток погибнет (может сохраниться незначительное количество);
4) устойчивость к новому антибиотику у бактерий еще не выработалась.

Простейшие в заданиях 2 части ЕГЭ

Половину сосуда с эвгленами зелёными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

Ответ:

1. Эвглены переплывут в освещенную часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты).
2. Это пример раздражимости (положительного фототаксиса).
3. Данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы

Определите, к какому надцарству, царству относят организм, изображенный на рисунке. Ответ обоснуйте. Какой тип питания характерен для этого организма?

Ответ:

1) надцарство – Эукариоты;
2) так как имеется обособленное ядро, мембранные органоиды;
3) царство – Растения;
4) так как имеются клеточная стенка, хроматофор (пластида);
5) тип питания – смешанный (автотрофный и гетеротрофный).

Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

Ответ:

1) 1 – зооспоры, 2 – зигота.
2) Зооспоры образовались в результате мейоза.
3) Гаметофит представлен зеленой одноклеточной водорослью, спорофит представлен зиготой.

Назовите организм, вызывающий заболевание малярией у человека. Как происходит заражение человека? Объясните, почему использование непродуманных оросительных систем может привести к росту заболеваемости малярией.

Ответ:

1) заболевание вызывает малярийный плазмодий;
2) переносчиками плазмодия являются малярийные комары;
3) при укусе человека комаром плазмодий попадает в кровоток человека;
4) личинки комара развиваются в воде;
5) непродуманные оросительные системы могут привести к заболачиванию и, следовательно, к росту популяции комаров

Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

Ответ:

1) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий;
2) возбудителей малярии переносят малярийные комары;
3) развитие комаров (от яйца до взрослого насекомого) происходит в воде;
4) в заболоченных районах комары имеют подходящие условия для размножения (увеличивается численность популяции комаров).

Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Какой организм является переносчиком малярии? Объясните причину малокровия.

Ответ:

1) малярия вызывается малярийным плазмодием;
2) переносчик плазмодия – маляррийный комар;
3) малярийный плазмодий размножается в эритроцитах, разрушая их;
4) снижение содержания эритроцитов в крови вызывает малокровие.

В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузории? Ответ поясните.

Ответ:

1. Инфузории переплывут в каплю с чистой водой.
2. Свойство — раздражимость (хемотаксис).
3. Тип — гуморальная регуляция (осуществляется с помощью химических веществ).

Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображен на рисунке и в чем состоит его биологическое значение?

Ответ:

1) инфузория-туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (одноклеточные), тип Инфузории;
2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление);
3) биологическое значение – воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.

Какая структура инфузории-туфельки изображена под цифрой 1? Какую функцию она выполняют? Почему инфузорию-туфельку считают более высокоорганизованным организмом, чем амебу обыкновенную? Назовите не менее трех признаков.

Ответ:

1) большое ядро (макронуклеус);
2) обеспечивает инфузорию всеми видами РНК, контролирует метаболические процессы, не связанные с половым процессом;
инфузория-туфелька, в отличие от обыкновенной амебы, имеет:
3) постоянную форму тела ИЛИ органоиды передвижения (реснички);
4) клеточный рот, клеточную глотку и порошицу;
5) два ядра ИЛИ половой процесс (конъюгацию).

Как в организме инфузории-туфельки поддерживается водно-солевой гомеостаз в пресных водоемах? Как называется реакция инфузории-туфельки, выражающаяся в движении от кристалла соли?

Ответ:

1) концентрация солей в пресном водоеме меньше, чем в теле инфузории-туфельки;
2) благодаря осмосу в клетку инфузории-туфельки поступает вода;
3) поддержание водно-солевого гомеостаза обеспечивается сократительными вакуолями;
4) сначала вода из цитоплазмы собирается в сократительные вакуоли, а потом при сокращении вакуолей удаляется из клетки;
5) хемотаксис

Рассмотрите рисунок с изображением паразитического простейшего Balantidium coli, обитающего в кишечнике человека. Наличие структур 1 и 2 является одним из признаков типа, к которому относится организм. Какой это тип? Укажите еще два признака этого типа, видимые на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

Ответ:

1) тип Инфузории;
2) органоиды движения - многочисленные реснички;
3) два типа ядер (макро- и микронуклеус) ИЛИ наличие клеточного рта (цитостома) ИЛИ наличие порошицы;
4) 1 - макронуклеус (большое, вегетативное ядро);
5) обеспечивает жизнедеятельность клетки (синтез РНК);
6) 2 - микронуклеус (малое, генеративное ядро);
7) участвует в конъюгации (половом процессе, рекомбинации генетического материала).

На фотографии показано одноклеточное простейшее инфузория-туфелька Paramecium caudatum. Какая структура ее клетки обозначена цифрой 1? Какова ее роль в осморегуляции, если учесть, что представители данного вида инфузорий обитают в пресных водоемах? Что такое осморегуляция? Ответ поясните на примере инфузории Paramecium caudatum.

Ответ:

1) сократительная вакуоль;
2) удаляет излишки воды;
3) осморегуляция — процессы, направленные на поддержание постоянного осмотического давления (на поддержание водно-солевого баланса, гомеостаза);
4) концентрация растворенных веществ в клетке инфузории выше, чем в окружающем растворе (среда гипотоническая);
5) по осмотическому градиенту в клетку инфузории поступает излишнее количество воды;
6) путем удаления воды простейшее поддерживает водно-солевой баланс (гомеостаз).

Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе – каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?

Ответ:

1) в первом случае амёбы двигались в сторону от солёного раствора (отрицательная реакция (таксис) на солёный раствор);
2) во втором случае амёбы двигались к хламидомонадам (положительная реакция (таксис) на хламидомонаду (пищу));
3) способность у амёб называют раздражимостью (таксисом);
4) раздражимость (таксис) у простейших служит для адаптации к условиям среды.

Рассмотрите рисунок с изображением обыкновенной амебы. Какой органоид отмечен на рисунке знаком вопроса? Укажите, какую функцию он выполняет. Объясните, почему у обыкновенной амебы этот органоид функционирует, а у дизентерийной он отсутствует.

Ответ:

1) сократительная вакуоль;
2) выведение избытков воды из клетки;
3) обыкновенная амеба обитает в пресных водоемах;
4) концентрация растворенных веществ (солей) во внешней среде ниже, чем в клетке обыкновенной амебы;
5) вода по осмотическому градиенту постоянно поступает в клетку обыкновенной амебы;
6) дизентерийная амеба – паразит (обитает в организме человека или другого животного);
7) дизентерийная амеба находится в изотонической среде (концентрация растворенных веществ в клетке дизентерийной амебы соответствует концентрации веществ во внешней среде).

Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, почему изменяется выброс сократительной вакуоли в эксперименте, исходя из функций сократительной вакуоли. Изменятся ли результаты эксперимента, если заменить сахара на поваренную соль такой же осмотической концентрации в растворах, куда помещали хламидомонад? Ответ поясните.

Ответ:

1) сократительные вакуоли удаляют избыток воды (поддерживают осмотическое давление внутри клетки);
2) чем выше концентрация веществ (сахаров) в среде, тем меньше воды поступает в клетку (удаляется вакуолью);
3) нет, не изменятся;
4) осмос - процесс, зависящий от разности концентраций вещества, а не от его природы (коллигативный процесс);
5) при замене сахара на соль разность концентрации (градиент) сохранится.

Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? Ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.

Ответ:

1) скорость деления клеток хлореллы увеличится;
2) в процессе фотосинтеза образуется много углеводов (органических веществ);
3) усилится обмен веществ (пластический обмен)
ИЛИ
3) ускорится рост (деление) клеток;
4) при блокировке работы фотосистемы II останавливается фотосинтез (световая фаза);
5) выделение кислорода спустя непродолжительное время прекратится (кислород не будет выделяться).

Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменяется частота сокращения сократительной вакуоли при помещении хламидомонад в раствор с высокой концентрацией сахаров (осмолярностью) в среде? Объясните, почему происходит это изменение, исходя из функций сократительной вакуоли. За счет каких изменений в строении и работе сократительных вакуолей может изменяться их выброс? Укажите два изменения.

Ответ:

1) частота сокращения сократительной вакуоли уменьшается;
2) сократительные вакуоли удаляют избыток воды, поступающей в клетку (по осмотическому градиенту);
3) при повышении концентрации сахаров в среде поступление воды в клетку уменьшается;
4) за счет изменения объема сократительной вакуоли;
5) за счет изменения частоты сокращения сократительной вакуоли.