Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ.

   Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).
   Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
   Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
   К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
   Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
   Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
   После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  На схеме изображены породы овец, полученные селекционерами от дикого предка.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем позволило получить такое разнообразие пород?

Ответ:

изменчивость

 2  Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ 

А) венерина мухоловка
Б) опёнок летний
В) клостридия ботулиновая
Г) карась серебристый

 ЦАРСТВА

1) Животные
2) Грибы
3) Растения
4) Бактерии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

АБВГ

Ответ:

3241

 3  Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) царство Животные
2) семейство Кошачьи акулы
3) вид Кошачья акула обыкновенная
4) класс Хрящевые рыбы
5) тип Хордовые

Ответ:

15423

 4  Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).

 

Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

1) с повышением температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 31-33ºС.
4) с повышением температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при температуре в интервале 37–39 ºС

Ответ:

 45  <или >  54

 5  Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Ответ:

531264

ИЛИ

Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
2) поступление пищи через пищевод в желудок
3) попадание пищи в ротовую полость
4) окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
5) расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
6) синтез собственных белков в тканях

Ответ:

325416

 6  Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображённого на рисунке?

1) влажность кожи
2) уровень глюкозы в крови
3) насыщение крови кислородом
4) плотность ногтевой пластины

Ответ:

3

 7  Известно, что свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Листья используются в медицине.
2) В корнеплоде содержатся питательные вещества.
3) Опыление перекрёстное, осуществляется насекомыми.
4) В результате селекции выведено много разнообразных сортов свёклы.
5) Плод – сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.
6) Свёкла входит в состав салатов, винегретов, супов.

Ответ:

246

 8  В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект                       Функция 
  ...                            Синтез белка
Клеточная мембрана  Транспорт веществ в клетку

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рибосома
2) вакуоль
3) митохондрия
4) клеточный центр

Ответ:

1

 9  Что характерно для мхов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) приспособление к разным видам опыления
2) чередование поколений
3) двойное оплодотворение
4) отсутствие корней
5) наличие цветков и плодов
6) созревание спор в коробочке

Ответ:

246

 10  Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые – самый крупный по числу видов класс животных.
Список элементов:
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5) жабра
6) лёгочный мешок
7) трахея
8) кровь

АБВГ

Ответ:

3278

  11  Установите соответствие между характеристиками и животными, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) двухкамерное сердце
Б) лёгочное дыхание
В) наружное оплодотворение
Г) наличие боковой линии
Д) два круга кровообращения

ЖИВОТНЫЕ

1) 1
2) 2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ

Ответ:

121221 (ошибка у ФИПИ, цифр должно быть 5)

 12  Верны ли следующие суждения о грибах?

А. Вегетативное тело гриба состоит из длинных тонких нитей – гиф.
Б. Грибы питаются только готовыми органическими веществами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:

3

 13  Рассмотрите фотографию лысой кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

 

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы американский кёрл.
Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи – своя степень закрученности уха.

1) соответствует
2) не соответствует

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД

Ответ:

643412 (у ФИПИ ошибка в ответе)

 14  Под каким номером изображена почка человека?

Ответ:

1

 15   Недостаточное поступление в организм микроэлемента йода с пищей и водой в первую очередь сказывается на функционировании
1) гипофиза
2) половых желёз
3) надпочечников
4) щитовидной железы

Ответ:

4

 16  На рисунке изображено строение скелета руки человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) фаланги пальцев
2) кости запястья
3) кости пясти
4) лучевая
5) малая берцовая
6) плечевая

Ответ:

146

 17  Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса в организме человека? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) покраснение кожных покровов
2) колебания температуры тела в течение дня в интервале от 36,2 °С до 36,9 °С
3) увеличение количества лейкоцитов до 12 –14 тыс. в 1 мм3 крови
4) увеличение количества эритроцитов с 4 –5 млн до 5–6 млн в 1 мм3 крови
5) появление пота, не вызванное физической нагрузкой
6) нарушение концентрации солей в плазме крови

Ответ:

135

 18  Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

А) завершается переваривание белков, углеводов и липидов
Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу
В) содержит ворсинки
Г) расщепляется клетчатка
Д) формируются каловые массы

ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

1) толстый
2) тонкий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

22211

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 19  Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания поморника.
Список характеристик:
1) продуцент
2) хищник
3) пищевой конкурент песца
4) консумент второго порядка
5) охотится в кроне деревьев
6) способствует распространению плодов и семян
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

Ответ:

234

 20  Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит волк.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

___ → ___ → ___→ ___

Ответ:

АВЗЛ
ИЛИ АЖЗЛ

 21  Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность куропаток Численность песцов

Ответ:

31 (? спорно)

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 22  Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?

Ответ:

25. 1) класс: Брюхоногие;
2) цель: очистка стенок аквариума
ИЛИ
очистка поверхности растений
ИЛИ
ликвидация остатков корма рыбок

 23  Школьники изучали реакцию организма человека на физические нагрузки. Для этого они помещали на грудь испытуемым датчик, регистрирующий частоту дыхательных движений, после чего испытуемые подвергались кратковременной физической нагрузке. Оценивалось, какое время требуется для возвращения частоты дыхания к исходному значению (до нагрузки). Испытуемых разделили на две группы: регулярно занимающихся спортом (группа 1) и нерегулярно или вообще не занимающихся спортом (группа 2). Предположите, у испытуемых из какой группы частота дыхательных движений возвращалась к исходному значению быстрее. Для чего при физической нагрузке повышается частота дыхательных движений?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) из группы 1;
2) при нагрузке растёт потребление кислорода, поэтому нужно
чаще дышать, чтобы больше кислорода поступало в кровь

Прочитайте текст и выполните задание 24.

ЛИСТОПАД

    В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.
     Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.
     Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.
     Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи фонарей, освещающих улицы, листопад начинается несколько позже.

 24  Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1. Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?
2. Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.
3. Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?

Ответ:

1) поступление снижается, испарение практически не снижается (не изменяется);
2) приведён один из примеров: отводят ненужные вещества; защищают корни и семена от промерзания; питают грунт органическими веществами;
3) в тропическом климате нет зимы и у деревьев нет изменения баланса влаги и опасности налипания снега.

 25  Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные Плазма  Первичная Вторичная
вещества   крови    моча           моча
Белки,
жиры,
гликоген     7–9     Отсутствуют Отсутствуют
Глюкоза      0,1            0,1         Отсутствует
Натрий
(в составе
солей)         0,3            0,3               0,4
Хлор
(в составе
солей)         0,37           0,37              0,7
Калий
(в составе
солей)
                   0,02           0,02             0,15
Мочевина     0,03           0,03             2,0
Мочевая
кислота        0,004         0,004           0,05

1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Ответ:

 1) натрия (натрия в составе солей);
 2) глюкоза;
 3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.

ИЛИ

Пользуясь схемой «Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
Схема
Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих

1) Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок манула и домашней кошки?
2) Какой из представленных на схеме видов находится на грани исчезновения?
3) Известно, что у кошек отличное бинокулярное зрение. Объясните значение бинокулярного зрения для охоты.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 7,3 млн лет назад;
2) Плоскоголовая кошка;
3) бинокулярное зрение позволяет оценить расстояние до жертвы

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности Энергетические затраты
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная 4,5 ккал/мин.
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин.
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь 6,5 ккал/мин.
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин.
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин.

 

Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал)
Борщ сибирский 4 17 7 200
Лапша куриная 12 4 20 165
Сосиски (2 шт.)
с гречневой кашей
16 28 36 470
Плов с курицей 14 18 36 360
Омлет с ветчиной 21 14 35 350
Салат «Цезарь» 14 12 15 250
Салат овощной 3 0 10 60
Салат мясной 6 23 10 285
Морс клюквенный 0 0 24 100
Апельсиновый сок 2 0 35 225
Яблочный сок 0 0 19 84
Чай сладкий 0 0 14 68

 

 26  Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1) Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
2) Насколько заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки (в %)?
3) Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?

Ответ:

1) энергозатраты во время тренировки – 900 ккал;
2) на 100,3% (100%);
3) высокий уровень холестерина в крови увеличивает риск атеросклероза и заболеваний сердца.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 3, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение задания 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

 

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

22. 

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 2

23. 

 

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный  - 0 баллов
Максимальный балл 2

24.  

 

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок -  1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3

25. 

 

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 3

26. 

 

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3

Итого, в 1-й части 21 задание с кратким ответом, можно получить 34 первичных балла.
Во 2-й части 5 заданий с развернутым ответом, можно получить 13 баллов.
Всего 26 заданий и максимум можно набрать 47 баллов.

Перевод баллов ОГЭ в оценку

Оценка 2 - 0-12 баллов
Оценка 3 - 13-25 баллов
Оценка 4 - 26-37 баллов
Оценка 5 - 38-47 баллов

Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 34 балла.