Задания части 2 ЕГЭ по теме гаметы, гаметогенез и определение пола с развернутыми ответами Рохлова.

Гаметы и гаметогенез из второй части ЕГЭ

Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.

Ответ:

1) функция яйцеклетки – накопление питательных веществ для развития зародыша;
2) функция сперматозоида – достижение яйцеклетки и проникновение в нее;
3) обе гаметы передают в зиготу свою наследственную информацию.

В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека? Укажите не менее двух признаков сходства и отличия.

Ответ:

сходства:
1) крупные неподвижные клетки;
2) имеют гаплоидный набор хромосом;
отличия:
3) яйцеклетка лягушки больше по размерам (содержит больше питательных веществ);
4) яйцеклетка человека оплодотворяется в теле женщины (яйцеклетка лягушки оплодотворяется во внешней среде);
5) клетки отличаются по количеству хромосом и набору генов (кариотипу, геному).

Почему пол ребенка зависит от отца, а не от матери?

Ответ:

1) Пол человека определяется половыми хромосомами: женский ХХ, мужской ХY.
2) Все женские гаметы несут Х-хромосому, а мужские бывают двух типов: с Х- или Y-хромосомой.
3) Именно от того, какая мужская гамета сольется с яйцеклеткой, зависит пол ребенка.

Как определить пол здорового человека, если в распоряжении исследователя есть его клетки? Предложите не менее двух способов.

Ответ:

1) рассмотреть ядро клетки на наличие тельца Барра (инактивированной Х-хромосомы);
2) у мужчин тельце Барра отсутствует ( у женщин имеется);
3) определить набор половых хромосом (цитогенетическим методом);
4) у мужчин половые хромосомы ХY, а у женщин – ХХ.

На рисунке изображена половая клетка животных – сперматозоид. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Какую функцию в сперматозоиде выполняет каждая из них? Что произойдёт со сперматозоидом, если на этапе формирования повредить его центросому (клеточный центр)? Ответ поясните.

Ответ:

1) 1 – митохондрии;
2) синтез АТФ ;
3) 2 – акросома (аппарат Гольджи);
4) разрушение оболочки яйцеклетки;
5) при повреждении центросомы (клеточного центра) сперматозоид потеряет способность к движению;
6) центросома формирует микротрубочки жгутиков.

Какой процесс, происходящий у млекопитающих, отображен на схеме? Назовите период, обозначенный цифрой 3, и тип деления, приводящий к образованию клеток в этом периоде. Каково биологическое значение этого типа деления у животных? Укажите два значения.

Ответ:

1) сперматогенез;
2) III - период созревания;
3) тип деления - мейоз;
4) мейоз обеспечивает образование гаплоидных клеток
ИЛИ 4) мейоз обеспечивает восстановление хромосомного набора вида при слиянии гамет (постоянство хромосомного набора вида при половом размножении);
5) мейоз обеспечивает наследственную (комбинативную) изменчивость (обеспечивает рекомбинацию генов).

Какой процесс, происходящий у животных, отображен на схеме? Ответ обоснуйте. Назовите период, обозначенный цифрой III, и тип деления, приводящий к образованию клеток в этом периоде. Каково биологическое значение этого типа деления? Укажите два значения.

Ответ:

1) процесс – овогенез;
2) образуется одна яйцеклетка и три направительных (полярных, редукционных) тельца;
3) период III – созревание;
4) тип деления – мейоз;
значение мейоза:
5) обеспечивает образование гаплоидных клеток и восстановление хромосомного набора вида при их слиянии (постоянство хромосомного набора вида при половом размножении);
6) увеличивает степень наследственной (комбинативной) изменчивости

В кариотипе козы 60 хромосом. Определите количество хромосом в клетке при овогенезе у самки в конце зоны размножения и в конце зоны роста. Какой вид деления клеток наблюдается в зоне размножения? Каково значение этого вида деления в данном случае?

Ответ:

1) в конце зоны размножения в клетке - 60 хромосом;
2) в зоне размножения клетки делятся митозом;
3) в конце зоны роста в клетке - 60 хромосом;
4) в зоне роста происходит удвоение ДНК, хромосомы становятся двухроматидными, но их количество не изменяется;
5) значение митоза - увеличение количества половых клеток (оогониев, ооцитов 1-го порядка, диплоидных, первичных половых клеток).

В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?

Ответ:

1) в зоне размножения число хромосом - 8, число ДНК – 8;
2) в конце зоны созревания число хромосом - 4, число ДНК – 4;
3) в зоне размножения происходит митотическое деление диплоидных клеток (сперматогониев);
4) в зоне размножения сохраняется количество числа хромосом и ДНК;
5) в зоне созревания происходит мейоз;
6) в зоне созревания число хромосом и ДНК уменьшается в два раза.

В кариотипе осла 62 хромосомы. Определите количество хромосом в клетке при овогенезе у самки в конце зоны размножения и в конце зоны созревания. Какие процессы происходят в этих зонах? Каковы значения этих процессов в овогенезе?

Ответ:

1) в конце зоны размножения в клетке - 62 хромосомы;
2) в конце зоны созревания в клетке - 31 хромосома;
3) в зоне размножения диплоидные клетки делятся митозом;
4) в зоне созревания клетки делятся мейозом;
5) значение митоза - увеличение количества половых клеток (оогониев, ооцитов 1-го порядка, диплоидных, первичных половых (исходных) клеток);
6) значение мейоза - редукция числа хромосом (образование гаплоидных клеток);
7) значение мейоза - перекомбинация генов в процессе кроссинговера (обеспечение комбинативной изменчивости).

В кариотипе осла 62 хромосомы. Определите количество хромосом в клетке при овогенезе у самки в конце зоны размножения и в конце зоны созревания. Какие процессы происходят в этих зонах? Каковы значения этих процессов в овогенезе?

Ответ:

1) в конце зоны размножения в клетке – 62 хромосомы;
2) в конце зоны созревания в клетке – 31 хромосома;
3) в зоне размножения диплоидные клетки делятся митозом;
4) в зоне созревания клетки делятся мейозом;
5) значение митоза – увеличение количества половых клеток (оогониев, ооцитов 1-го порядка, диплоидных, первичных половых (исходных) клеток);
6) значение мейоза – редукция числа хромосом (образование гаплоидных клеток);
7) значение мейоза – перекомбинация генов в процессе кроссинговера (обеспечение комбинативной изменчивости).

Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Какие процессы происходят в этих зонах? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) В клетках в зоне размножения число хромосом 78, число ДНК – 78.
2) В конце зоны созревания число хромосом в гаплоидных клетках 39, число ДНК – 39.
3) В зоне размножения происходит митотическое деление диплоидных клеток и сохраняется постоянство числа хромосом и ДНК.
4) В зоне созревания происходит образование гамет в результате мейоза, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается в два раза.

Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите количество хромосом при сперматогенезе в клетках в зоне роста и конце зоны созревания. Ответ обоснуйте. Какой процесс происходит в каждой из этих зон?

Ответ:

1) в зоне роста 56 хромосом;
2) в конце зоны созревания в клетках 28 хромосом;
3) в зоне роста клетка диплоидна (не делится);
4) в зоне роста происходит репликация ДНК (рост клетки, накопление питательных веществ);
5) в зоне созревания образуются клетки в результате мейоза (клетки гаплоидны);
6) в зоне созревания образуются сперматиды (сперматозоиды).

Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите количество хромосом в клетках яичника в зоне размножения и количество хромосом и ДНК в начале и конце зоны роста. Какие процессы происходят в этих зонах?

Ответ:

1) в зоне размножения в клетках яичника 56 хромосом;
2) в начале зоны роста 56 хромосом, 56 ДНК;
3) в конце зоны роста 56 хромосом, 112 молекул ДНК;
4) в зоне размножения клетки делятся митозом;
5) в зоне роста диплоидная клетка растет, накапливает питательные вещества.
ИЛИ
5) в зоне роста происходит репликация ДНК (количество ДНК удваивается).

Вопросы про размножение второй части ЕГЭ

Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

Ответ:

1) при вегетативном размножении не происходит рекомбинации генов и признаков (потомки имеют такой же генотип, как родительская особь);
2) при половом размножении гетерозигот происходит рекомбинация генов и признаков;
3) в потомстве происходит расщепление, ценные признаки гетерозигот теряются.

Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:

1) в размножении принимает участие одна родительская особь;
2) в размножении участвуют соматические клетки;
3) в основе лежит деление клеток – митоз;
4) образование половых клеток (гамет) не происходит;
5) дочерние особи являются копиями материнского организма (потомки генетически идентичны родителям).

Почему почкование гидры считают бесполым размножением? Приведите пять аргументов.

Ответ:

1) в размножении принимает участие одна родительская особь;
2) в размножении участвуют соматические клетки;
3) в основе лежит деление клеток – митоз;
4) образование половых клеток (гамет) не происходит;
5) дочерние особи являются копиями материнского организма (потомки генетически идентичны родителям).

Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

Ответ:

1) при половом размножении происходит рекомбинация генов (обеспечивается комбинативная изменчивость);
2) создается материал для естественного отбора;
3) эффективнее происходит формирование адаптаций (приспособление к изменяющимся условиям).

В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

Ответ:

преимущества бесполого размножения:
1) позволяет быстро увеличить численность особей и распространяться;
2) имеет небольшие затраты энергии;
недостатки бесполого размножения:
3) потомство идентично родительскому, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть; неэффективно происходит процесс естественного отбора;
преимущества полового размножения:
4) происходит рекомбинация генов, более эффективно происходит естественный отбор (приспособление к изменяющимся условиям среды);
недостатки полового размножения:
5) большие затраты энергии и времени на создание половых клеток, поиск партнера и т.п.

Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чем его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

Ответ:

1) партеногенез относят к половому размножению;
2) при партеногенезе новые организмы развиваются из неоплодотворенной яйцеклетки;
3) из неоплодотворенной яйцеклетки у тлей может получиться только женская особь.

Известно, что пресноводные рачки дафнии летом размножаются путём партеногенеза, при котором в потомстве появляются только самки, а осенью – половым путём с участием двух родителей. Исследователь решил изучить взаимодействие рачков дафний разных поколений с патогенными бактериями, обитающими совместно с дафниями. Исследователь собирал дафний и бактерий из одного и того же пруда, заражал дафний бактериями и выяснил, что дафнии, полученные путём партеногенеза, в два раза менее устойчивы к бактериям, чем дафнии, полученные от двух родителей. Объясните, почему партеногенетические потомки оказались менее устойчивы к бактериям. Почему, несмотря на большую подверженность бактериям, партеногенез в процессе эволюции не был вытеснен размножением с помощью двух родителей?

Ответ:

1) партеногенетические потомки генетически более однородны, чем потомки, полученные от двух родителей;
2) бактерии за лето успевают приспособиться к партеногенетическим потомкам и заражают их более эффективно;
3) среди разнообразных генотипов, полученных в результате размножения двух родителей, много устойчивых к бактериям;
4) преимущество партеногенеза – более быстрое размножение.

Докажите, что партеногенез скальных ящериц – это половое размножение. Приведите не менее трех аргументов.

Ответ:

1) половым считается размножение с участием половых клеток;
2) при партеногенезе развитие организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки; яйцеклетка – это половая клетка, образовавшаяся путем мейоза;
3) при мейозе происходит кроссинговер – один из механизмом комбинативной изменчивости;
4) дочерний организм будет отличаться от материнского по комбинациям генов.

Среди обитающих в пустыне ящериц часто встречаются партеногенетические виды. При этом численность популяций партеногенетических видов обычно в несколько раз превышает численность обычных двуполых видов. Объясните, в чём особенность размножения партеногенезом и почему в результате него возникает такое соотношение между численностями популяций партеногенетических и обычных видов. Почему такой способ полового размножения встречается крайне редко?

Ответ:

1) партеногенез — половое размножение, происходящее без оплодотворения;
2) при партеногенезе размножение может происходить чаще и эффективнее, чем без партеногенеза (быстрее происходит увеличение численности популяции);
3) однако при партеногенезе не происходит обмен генетической информацией между особями в популяции, что приводит к понижению способности популяции адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

Для инфузорий-туфелек характерен процесс конъюгации. Почему его относят к половому процессу, но не считают половым размножением? Какое значение имеет конъюгация для адаптации одноклеточных организмов? Ответ поясните.

Ответ:

1) при конъюгации происходит обмен ядрами между двумя особями с последующим их слиянием, что является половым процессом;
2) конъюгация не увеличивает численности особей, поэтому это не размножение;
3) конъюгация усиливает комбинативную изменчивость;
4) комбинативная изменчивость усиливает эффективность естественного отбора

Почему плодовые растения (яблони, груши, персики) при размножении с помощью семян теряют полезные для человека признаки? Укажите не менее двух причин. Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) Большинство сортов плодовых растений имеет гибридную природу. За счет комбинативной изменчивости полезная комбинация генов разрушается, полезные признаки пропадают.
2) При опылении на пестики попадает пыльца других сортов и признаки сорта не сохраняются.
3(доп.) Большинство плодовых деревьев выращивается с помощью прививки. Растение сочетает в себе признаки привоя и подвоя, но при половом размножении признаки подвоя не передаются.

В процессе эволюции в живой природе сформировались два типа размножения половой и бесполый. При этом доказано, что при общей высокой энергозатратности на размножение, половое оказалось менее эффективно, чем бесполое. Благодаря каким процессам, энергия, потраченная при половом размножении, используется очень неэффективно? Ответ поясните.

Ответ:

1) огромное количество половых клеток в процессе размножения не используются;
2) половые клетки не находят друг друга;
3) половые клетки являются пищей для других организмов;
4) у растений энергия затрачивается на образования нектара, образование цветка;
5) привлечение опылителей;
6) у растений энергия затрачивается на образование плода и средств его доставки;
7) привлечение распространителей;
8) у животных энергия затрачивается на образования феромонов для привлечения
партнера, поиск партнера, ухаживание;
9) у животных энергия затрачивается на заботу о потомстве.

При изучении деления клеток различных организмов учёный сделал схему деления клетки, представленную на рисунке. Для каких организмов характерно такое деление клетки? Каковы особенности этого деления? Какие преимущества этот тип деления дает организмам, использующим его? Какой тип размножения обеспечивает такое деление? Ответ поясните.

Ответ:

1) прокариотическая клетка (клетка бактерий);
2) простое бинарное деление;
3) генетический материал дублируется и распределяется между двумя дочерними клетками;
4) не происходит образования веретена деления;
5) бинарный процесс деления происходит быстрее;
6) это обеспечивает высокую скорость размножения организмов;
7) бесполое размножение;
8) новые организмы генетически идентичны друг другу.

Назовите тип(ы) и способ(ы) размножения изображенных на рисунках 1 и 2 животных. В чём особенности типа(-ов) размножения?

Ответ:

1) 1, 2 - тип размножения – бесполое;
2) способ размножения организма 1 - деление клетки надвое;
3) способ размножения организма 2 - почкование.
Особенности бесполого размножения:
4) в основе лежит митоз;
5) участвует только одна родительская особь;
6) образуются особи, генетически идентичные родительской;
7) осуществляется без участия гамет.

Рассмотрите рисунок. В чем сходство и различие в размножении изображенных животных? В чем сущность такого типа размножения?

Ответ:

1) сходство: это бесполое размножение;
2) различие: инфузория размножается путем митотического деления клетки, а гидра размножается путем почкования;
3) сущность бесполого размножения: из одного материнского организма образуются организмы, идентичные материнскому организму.

На рисунке изображён способ образования разных групп медоносных пчёл в улье. Какие группы пчёл обозначены цифрами 1, 2, 3? Как называется способ размножения, в результате которого образуются особи, обозначенные цифрой 1? Какую роль они выполняют? Какой хромосомный набор для них характерен? Ответ поясните.

Ответ:

1) 1 – трутни (самцы);
2) 2 – рабочие пчёлы (неплодовитые самки);
3) 3 – матка (королева, плодовитая самка);
4) образуются в результате партеногенеза;
5) роль трутней: оплодотворение матки (яйцеклеток);
6) гаплоидный набор хромосом;
7) развиваются из неоплодотворённых (гаплоидных) яйцеклеток.