Задания 2 части ЕГЭ по биологии с развернутыми ответами Рохлова по теме эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Задания 2 части ЕГЭ по эмбриональному развитию

Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

Ответ:

1) однояйцевые близнецы формируются из одной зиготы;
2) бластомеры при дроблении разделяются на две (или больше) самостоятельных зародыша;
3) клетки имеют одинаковый генотип, поскольку получены из зиготы путем митоза.

Почему у разных животных разная плодовитость? Укажите, от каких факторов может зависеть плодовитость. Ответ поясните.

Ответ:

1) размеры тела животного;
2) чем крупнее животное, тем меньше плодовитость (и наоборот);
3) межвидовая борьба за существование (пресс хищников, паразитов и т.д.);
4) чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость;
5) забота о потомстве;
6) чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.

Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции. Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ:

1) в процессе эмбрионального развития у человека закладывается хорда – внутренний скелет;
2) нервная система трубчатого типа, располагается над хордой;
3) пищеварительная трубка располагается под хордой, в глотке закладываются жаберные щели (карманы)

Развитие насекомых происходит с полным и неполным превращением. При каком развитии происходит снижение конкуренции внутри вида, почему? Приведите пример, объясняющий снижение конкуренции.

Ответ:

1) при развитии насекомых с полным превращением происходит снижение конкуренции внутри вида;
2) личинка и взрослое насекомое при развитии с полным превращением, как правило, питаются различной пищей и занимают разные места обитания (разные экологические ниши);
3) личинка и взрослое насекомое майского жука (возможны другие верные примеры);
4) личинка обитает в почве и питается перегноем, корнями трав, кустарников и деревьев;
5) взрослое насекомое обитает на деревьях, ведёт сумеречный образ жизни, питается листьями берёзы.

Для истинных наземных позвоночных (амниот) характерен прямой тип постэмбрионального развития. Чем различается питание эмбриона у живородящих и яйцекладущих (яйцеродящих) позвоночных животных? В чём заключается преимущество живорождения перед яйцерождением? В условиях какого климата и почему у некоторых пресмыкающихся развился промежуточный вариант размножения — яйцеживорождение?

Ответ:

1) у живородящих питание за счет ресурсов организма матери (питание через плаценту);
2) у яйцекладущих питание за счет больших запасов питательных веществ (желтка) в яйце;
3) при живорождении эмбрион лучше защищён от факторов среды (от хищников, повреждений, высыхания и др.), чем эмбрион в яйце;
4) яйцеживорождение возникало у пресмыкающихся, обитающих в условиях холодного климата;
5) при яйцеживорождении яйца задерживаются в теле матери, развиваясь в более теплой среде (есть риск гибели зародышей (эмбрионов) от охлаждения).

Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Ответ:

1) Зародышевый листок – энтодерма.
2) Из энтодермы формируется эпителиальная ткань.
3) Эпителий пищеварительного тракта и дыхательной системы, секреторные клетки всех пищеварительных желез, печень, поджелудочная железа.

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?

Ответ:

1) Вопросительным знаком на рисунке обозначена мезодерма.
2) Из мезодермы образуются все типы соединительной и мышечной ткани.
3) Системы органов, образующиеся из мезодермы: скелет, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы.

Назовите эмбриональные оболочки, обозначенные цифрами 1 и 2. Опишите особенности их строения и функции. У какого класса животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?

Ответ:

1) 1 - хорион;
2) препятствует чрезмерной потере воды амнионом; служит для обмена между зародышем и окружающей средой (участвует в дыхании, питании, выделении, фильтрации и синтезе гормонов).
3) 2 – амнион;
4) зародышевая оболочка, заполненная амниотической жидкостью (водная среда для развития зародыша), защищает от высыхания и механических повреждений;
5) первые амниоты – пресмыкающиеся;
6) появление оболочек связано с размножением и развитием в наземно-воздушной среде.

Какой процесс в цикле развития ланцетника изображен на рисунке? Укажите его особенности. Чем завершается этот процесс?

Ответ:

1) Изображен процесс дробления (первая стадия развития зародыша);
2) Это быстрое деление без увеличения размера клеток, между делениями очень короткая интерфаза, состоящая только из синтетического периода, общая масса зародыша не меняется;
3) Образуется бластула – однослойный зародышевый пузырек с полостью внутри размером с зиготу.

Назовите стадию эмбрионального развития ланцетника, изображенную на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Из каких зародышевых листков формируются эти структуры?

Ответ:

1) нейрула – стадия формирования у зародыша нервной трубки;
2) 1 – нервная пластинка, формируется из эктодермы;
3) 2 – первичная кишка, формируется из энтодермы.

На рисунке изображен этап эмбрионального развития млекопитающего. Определите структуры, обозначенные цифрами 1, 2, и укажите их значения.

Ответ:

1) 1 – зародыш (эмбрион);
2) развитие будущего организма;
3) 2 – плацента (ворсинки хориона, хорион);
4) барьерная функция;
5) питание зародыша;
6) газообмен у зародыша;
7) удаление продуктов обмена веществ;
8) образование гормонов (является эндокринной железой)