Задания 2 части ЕГЭ по биологии с развернутыми ответами Рохлова по теме органы чувств - ухо, глаз, кожа.
Задания 2 части ЕГЭ по биологии про органы чувств
Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
Ответ:
1) периферический отдел,
2) образован рецепторами органов чувств,
3) под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы;
4) проводниковый отдел,
5) образован чувствительными нервами,
6) передает нервные импульсы в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий);
7) центральный отдел,
8) образован чувствительными зонами коры больших полушарий,
9) в нем происходит анализ информации и формирование ощущений.
Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.
Ответ:
1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение
Ухо
Объясните, какова роль слуховых косточек в восприятии звука. Почему опасны частые воспаления среднего уха? Как инфекция может попасть в среднее ухо? Ответ поясните.
Ответ:
1. Слуховые косточки передают колебания с барабанной перепонки на внутреннее ухо, при этом они уменьшают амплитуду и увеличивают силу колебаний.
2. Частые воспаления среднего уха могут привести к повреждению слуховых косточек, что вызовет потерю слуха.
3. Инфекции могут попасть в среднее ухо из носоглотки через евстахиеву трубу.
Полость среднего уха человека соединена с носоглоткой слуховой трубой. Каково значение такого соединения? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?
Ответ:
1) слуховая труба обеспечивает выравнивание давления между атмосферой и воздухом в полости среднего уха;
2) при непроходимости слуховой трубы давление на барабанную перепонку возрастает;
3) возникает ощущение заложенности ушей;
4) ухудшится передача колебаний на слуховые косточки;
5) барабанная перепонка может лопнуть
Лекарственный препарат снижает чувствительность рецепторов полукружных каналов и оказывает противорвотное действие, устраняет головокружение. На какой орган (анализатор) воздействует этот препарат? Ответ обоснуйте. В каких случаях его рекомендуют принимать? Приведите два конкретных примера.
Ответ:
1) препарат воздействует на вестибулярный аппарат (анализатор);
2) в состав вестибулярного аппарата входят полукружные каналы и мешочки преддверия, а препарат воздействует на полукружные каналы;
3) препарат рекомендуют принимать при больших воздействиях на вестибулярный аппарат, например, при длительной езде на автомобиле, при морской качке, при полетах на самолетах
Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?
Ответ:
1) Болезнетворные организмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу.
2) Размножение болезнетворных микроорганизмов приводит к воспалительному процессу.
Какой буквой на рисунке обозначены структуры уха, в которых в 50 раз усиливаются звуковые колебания? Назовите их. Где происходит окончательное распознавание звука? Как работает слуховой анализатор?
Ответ:
1) Е – слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко).
2) Окончательное распознавание звука происходит в центральной части слухового анализатора – височной зоне коры больших полушарий.
3) Звуковая волна направляется ушной раковиной в наружный слуховой проход. Достигая барабанной перепонки, звуковые волны вызывают её колебания. Эти колебания усиливаются системой слуховых косточек и передаются через овальное окно во внутреннее ухо. Восприятие звука происходит в рецепторах улитки, где возникают нервные импульсы. Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в височную зону коры больших полушарий.
Назовите структуры уха человека, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции они выполняют? Какая часть сенсорной системы расположена в изображенном органе?
Ответ:
1) А – улитка;
2) Б – слуховые косточки;
3) улитка преобразует механические колебания в нервные импульсы;
4) слуховые косточки усиливают механические колебания барабанной перепонки;
5) слуховые косточки передают колебания на мембрану овального окна (в улитку);
6) периферическая (рецепторная, воспринимающая) часть сенсорной системы (анализатора)
Глаз
Перечислите оболочки глазного яблока у человека и укажите какие функции они выполняют.
Ответ:
1) белочная оболочка (склера);
2) защищает внутренние структуры;
3) роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки;
4) защита и преломление света;
5) сосудистая оболочка;
6) кровоснабжение глаза;
7) радужная оболочка – передняя часть сосудистой оболочки;
8) регулирует световой поток;
9) сетчатка;
10) восприятие света и преобразование его в нервные импульсы
К вспомогательным структурам глаза относятся ресницы, брови, веки и слезный аппарат (слезная железа и слезоотводящие пути). Назовите их функции. Ответ поясните.
Ответ:
1) веки и ресницы защищают глазное яблоко от механических повреждений и попадания инородных частиц;
2) брови и ресницы препятствует попаданию пота в глаз (стекающего со лба);
3) слезы предохраняет роговицу от высыхания;
4) слезы смывает инородные частицы, попадающие в глаз;
5) слезы содержит бактерицидные вещества (лизоцим).
Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.
Ответ:
1) периферический отдел - сетчатка (зрительные рецепторы; фоторецепторы);
2) воспринимает и преобразует световое раздражение в нервные импульсы;
3) проводниковый отдел - зрительный нерв;
4) передаёт нервный импульс в головной мозг;
5) центральный отдел - зрительная зона коры больших полушарий;
6) обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение.
Какие структуры глаза человека обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?
Ответ:
1) 1 – ресничная (цилиарная) мышца;
2) 2 – роговица;
3) 3 – сетчатка;
4) ресничная мышца изменяет кривизну хрусталика (обеспечивает аккомодацию);
5) роговица преломляет лучи света;
6) роговица защищает внутренние структуры глаза;
7) сетчатка преобразует свет в нервный импульс (содержит светочувствительные рецепторы)
Какой буквой на рисунке обозначена структура глаза, в которой возникают нервные импульсы? Назовите её. Где происходит окончательное различение изображения и как функционирует зрительный анализатор?
Ответ:
1) А – сетчатка;
2) окончательное распознавание изображения происходит в зрительной зоне коры (затылочной доле коры больших полушарий);
3) рецепторы сетчатки (палочки и колбочки) преобразуют энергию света в нервный импульс;
4) зрительный нерв (проводящая часть анализатора) передает импульсы в затылочную долю коры головного мозга;
5) в зрительной зоне (центральная часть анализатора) происходит анализ информации, формирование ощущения.
Человек получил травму, в результате чего ослеп. Повреждение каких структур могло стать причиной слепоты?
Ответ:
1) в результате травмы могли быть повреждены оптические части глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело;
2) могла быть повреждена сетчатка, где находятся зрительные рецепторы (импульсы не возникают);
3) мог быть поврежден зрительный нерв – отсутствует связь рецепторов с зрительным центром в затылочной доле коры;
4) мог быть поврежден зрительный центр в коре мозга.
Радужка у разных людей имеет различную окраску. У одних глаза карие или почти черные, а у других темно- или светло-серые, зеленые или голубые. Чем обусловлен цвет радужки? В какой оболочке глаза она находится? В каком случае радужка имеет красноватый цвет и почему?
Ответ:
1) цвет глаз определяется наличием различных пигментов в радужке;
2) выработка пигментов в радужке зависит от генотипа;
3) радужка – это передняя часть сосудистой оболочки;
4) радужка имеет красноватый цвет в том случае, если пигменты не вырабатываются и через радужку просвечивают кровеносные сосуды;
5) пигменты не вырабатываются из-за мутации (альбинизм)
Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости.
Ответ:
1) человек плохо видит предметы, находящиеся вблизи, поскольку изображение близких предметов возникает за сетчаткой;
2) при врожденной форме глазное яблоко укорочено;
3) приобретенная форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности
Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем отличаются врожденная и приобретенная формы близорукости?
Ответ:
1) близорукость – это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удаленные предметы;
2) у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3) при врожденной близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4) приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика
Испытуемому поднесли к лицу источник света (фонарь), а затем его убрали. Какие видимые изменения произойдут в глазном яблоке до и после воздействия светом? Какая структура глазного яблока обеспечивает эти изменения? Ответ поясните.
Ответ:
1) на свету произойдет сужение зрачка;
2) в отсутствие яркого света зрачок возвращается в первоначальное состояние;
3) радужка;
4) величина потока света зависит от диаметра зрачка, который изменяется под действием мышц радужки.
Какой буквой на рисунке изображен дилататор (мышца-расширитель) зрачка, а какой — сфинктер (суживатель) зрачка? Как зависит работа этих мышц от интенсивности освещения? Ответ поясните. Какой тканью образованы эти мышцы? Под контролем какого отдела нервной системы они находятся?
Ответ:
1) А — сфинктер (суживатель) зрачка;
2) Б — дилататор (расширитель) зрачка;
3) при повышении интенсивности освещения сокращается сфинктер;
4) диаметр зрачка уменьшается, снижается поток света, попадающий на сетчатку;
5) при понижении интенсивности освещения сокращается дилататор;
6) диаметр зрачка увеличивается, повышается поток света, попадающего на сетчатку;
7) гладкая мышечная ткань;
8) вегетативная (автономная) нервная система.
Какие изменения происходят в оптической системе глаза человека, когда он фокусируется на близко расположенном объекте? Как эти изменения влияют на способность оптической системы глаза преломлять световые лучи?
Ответ:
1) ресничная (цилиарная) мышца сокращается;
2) хрусталик становится более выпуклым;
3) преломляющая сила хрусталика увеличивается (лучи преломляются с большей силой) ИЛИ входящие под углом лучи от близкого объекта сходятся в фокусе на сетчатке.
Почему при боковом зрении хуже воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.
Ответ:
1) на сетчатке глаза расположены рецепторы двух типов: палочки и колбочки;
2) за ночное и сумеречное зрение отвечают палочки, обладающие более высокой чувствительностью, за цветовое – колбочки;
3) колбочки располагаются в центре сетчатки (наибольшая концентрация - желтое пятно);
4) при боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только палочки.
Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Объясните, в связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные? Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у Совообразных?
Ответ:
1) большое количество фоторецепторов на сетчатке;
2) способность зрачка расширяться, пропуская больше света;
3) прозрачность компонентов оптической системы глаза;
4) в связи с ночным образом жизни;
5) палочки.
Кожа
В чем состоит роль кожи в жизни человека? Раскройте не менее четырех функций. Укажите, какие структуры выполняют эти функции.
Ответ:
1) защитная: эпидермис защищает от микроорганизмов и ультрафиолетовых лучей, подкожная жировая клетчатка – от механических ударов, болевых воздействий;
2) терморегуляторная: потовые железы, выделяя жидкость, и кровеносные сосуды, изменяя просвет, регулируют теплоотдачу; подкожная жировая клетчатка обеспечивает термоизоляцию;
3) выделительная: потовые железы выделяют пот, сальные железы выделяют кожное сало;
4) рецепторная (чувствительная): разные рецепторы обеспечивают формирование различных видов ощущений (осязание, боль и т.п.)
Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они исполняют?
Ответ:
1) выделяют эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку;
2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента;
3) дерма обеспечивает восприятие раздражений (чувствительность кожи), участвует в терморегуляции, так как в ней содержатся кровеносные сосуды, потовые железы и мышцы, регулирует движение волоса;
4) подкожная жировая клетчатка накапливает жир, участвуя в запасании питательных веществ, терморегуляции и амортизации при падениях и ушибах.
Какие структуры кожи человека и каким образом осуществляют выделительную функцию? Какую еще функцию выполняют эти структуры? Ответ поясните. Под влиянием какого отдела вегетативной системы происходит активизация их функций?
Ответ:
1) потовые железы;
2) с потом выделяется вода, мочевина, избыток солей;
3) терморегуляторная функция;
4) при испарении пота организм охлаждается (усиливается теплоотдача);
5) под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Какими тканями образована кожа человека? В каких слоях кожи локализованы эти ткани? Какие особенности имеют эти ткани?
Ответ:
1) эпителиальная ткань в эпидермисе - клетки плотно прилегают и мало межклеточного вещества;
2) соединительная ткань в дерме - хорошо развито межклеточное вещество;
3) нервная ткань (рецепторы, нервы) в дерме - обладает возбудимостью и проводимостью;
4) гладкая мышечная ткань в дерме - обладает возбудимостью и сократимостью;
5) жировая соединительная (в гиподерме) - содержит запасы жиров.
Почему в сауне при температуре около 100 градусов у человека сохраняется нормальная температура тела? Ответ аргументируйте с точки зрения нервной регуляции температуры тела.
Ответ:
1) терморецепторы кожи реагируют на повышенную температуру, информация от них поступает в центр терморегуляции промежуточного мозга;
2) импульсы от центра терморегуляции поступают к кровеносным сосудам и потовым железам;
3) расширяются кровеносные сосуды кожи и увеличивается теплоотдача;
4) активируется функция потовых желёз, выделяется пот, при испарении которого охлаждается тело.
В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи и расположение нервного центра, участвующих в теплорегуляции. Укажите их значение.
Ответ:
1) потовые железы выделяют пот, при испарении которого организм охлаждается;
2) кровеносные капилляры, расширяясь, увеличивают теплоотдачу;
3) сокращение коротких мышц, прикрепленных к корням волос, согревают организм;
4) все реакции структур кожи при теплорегуляции контролируются промежуточным мозгом, который получает нервные сигналы от тепло-, либо от холодорецепторов, руководит работой потовых желез и кровеносных сосудов.
Назовите причины возникновения теплового удара. Перечислите его основные симптомы. С нарушением работы какого отдела головного мозга человека связаны эти симптомы?
Ответ:
1) тепловой удар может возникнуть под влиянием длительного воздействия высокой температуры окружающей среды на организм;
2) тепловой удар может возникнуть при затруднении теплоотдачи организмом;
3) симптомы: общая слабость, головокружение, тошнота, потеря сознания;
4) нарушение работы промежуточного мозга (гипоталамуса)
Как изменяется теплопродукция тела человека при интенсивной физической работе или занятиях спортом? Ответ поясните. С помощью каких механизмов в этом случае поддерживается нормальная температура тела?
Ответ:
1) теплопродукция возрастает;
2) при сокращении мышц происходит выделение тепла (усиливается обмен веществ в мышцах);
3) усиливается потоотделение (организм охлаждается при испарении пота);
4) расширяются кровеносные сосуды в коже, увеличивая теплоотдачу.
Для анализа состояния обмена микроэлементов в организме производят исследование волос. Укажите, какие преимущества имеет метод исследования минерального обмена таким путем перед аналогичными исследованиями крови.
Ответ:
1) пробу получают без травмирования пациента;
2) для хранения пробы не требуется специального оборудования;
3) волосы сохраняются без ограничения во времени;
4) исследования волос показывают концентрацию веществ за длительное время (а не в конкретный день, как в случае с анализом крови).
Если сравнить неповреждённую кожу и кожу со шрамом, то окажется, что область на коже, где имеется шрам, не загорает и отличается по жёсткости от здоровой кожи. Какая ткань участвует в образовании шрама? Объясните, почему он отличается от неповреждённой кожи по цвету и жёсткости. Ответ аргументируйте.
Ответ:
1) В образовании шрама участвует соединительная ткань.
2) Этот участок отличается по цвету, поскольку неповрежденная кожа покрыта эпидермисом, который вырабатывает пигмент меланин.
3) Он отличается по жесткости, поскольку соединительная ткань содержит больше белковых волокон (коллагена).
Какие процессы происходят в организме человека для поддержания постоянной температуры тела после выхода на мороз? Ответ поясните.
Ответ:
1) регистрация снижения температуры окружающей среды рецепторами кожи;
2) регистрация снижения температуры тела (крови) рецепторами гипоталамуса;
3) сужение периферических артерий и снижение кровотока в коже для уменьшения теплопотерь;
4) увеличение мышечной активности для большей генерации тепла;
5) активация внутриклеточного метаболизма: расщепление жиров и сахаров с целью усиления выработки энергии.
Каким образом в организме человека регулируется температура тела? Объясните механизм данной регуляции.
Ответ:
1) гипоталамус регистрирует температуру проходящей через него крови;
2) если температура выше пороговой, то расширяются периферические сосуды, усиливается кровоснабжение кожи и усиливается потоотделение;
3) если температура ниже пороговой, то кровоснабжение кожи снижается, периферические сосуды сужаются, а мышцы начинают мелко сокращаться, выделяя больше тепла.
Почему при низкой температуре воздуха отдельные участки кожи человека краснеют, а при длительном охлаждении становятся бледными? Какое это имеет значение для организма человека? Где расположен нервный центр терморегуляции?
Ответ:
1) первоначальное покраснение кожи обусловлено расширением капилляров (сосудов) (притоком крови в ее капилляры);
2) для поддержания нормальной температуры кожи;
3) при длительном охлаждении сосуды кожи сужаются (приток крови к капиллярам снижается), и кожа бледнеет;
4) для сохранения нормальной температуры внутренних органов (тела);
5) промежуточный мозг (гипоталамус).
Какие структуры кожи человека обозначены цифрами 1, 2, 3? Какими типами тканей они образованы? Какие функции выполняет структура, обозначенная цифрой 1?
Ответ:
1) 1 – эпидермис, 2 – дерма, 3 – подкожная жировая клетчатка;
2) эпидермис относится к эпителиальной ткани, а дерма и подкожная жировая клетчатка – к соединительной;
3) защита организма от механических повреждений, от проникновения микробов, от ультрафиолетовых лучей
Назовите слои кожи человека, обозначенные на рисунке буквами А и В. Укажите функции, которые они выполняют.
Ответ:
1) А – эпидермис; В – подкожная жировая клетчатка;
2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента;
3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела, является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при ушибах.
Экспериментатор изучал особенности физиологии собак. Для этого он помещал группу животных одной породы в камеру и изменял в ней температуру при постоянной 50%-ной влажности. Полученные результаты представлены в таблице. Как можно объяснить полученные результаты, учитывая особенности анатомии и физиологии собаки? Какая ответная реакция у человека будет наблюдаться в условиях описанного эксперимента? Ответ поясните.
Ответ:
1) у собак снижено количество потовых желез (отсутствуют потовые железы)
ИЛИ расширение сосудов не вызовет необходимой потери тепла;
2) увеличение частоты дыхания усиливает испарение воды с поверхности слизистой оболочки;
3) температура тела понижается (повышается теплоотдача);
4) у человека усиливается потоотделение
ИЛИ расширяются сосуды кожи;
5) при испарении пота температура тела снижается.