Задания 2 части ЕГЭ по биологии с ответами Рохлова по теме Нервная система человека, спинной и головной мозг, рефлексы, анализаторы.
Задания 2 части ЕГЭ по биологии про нервную систему
Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.
Ответ:
1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный и исполнительный нейроны.
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.
В каких местах расположены ядра (скопления тел нейронов) вегетативной нервной системы? Какие функции выполняет вегетативная нервная система?
Ответ:
1) симпатические ядра расположены в спинном мозге в грудной и поясничной части;
2) симпатические узлы расположены по обеим сторонам вдоль позвоночника;
3) парасимпатические ядра расположены в среднем и продолговатом мозге (в стволе мозга) и крестцовом отделе спинного мозга;
4) парасимпатические узлы расположены на поверхности внутренних органов или внутри них;
5) вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и не зависит от воли человека
Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
Ответ:
1) периферический отдел,
2) образован рецепторами органов чувств,
3) под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы;
4) проводниковый отдел,
5) образован чувствительными нервами,
6) передает нервные импульсы в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий);
7) центральный отдел,
8) образован чувствительными зонами коры больших полушарий,
9) в нем происходит анализ информации и формирование ощущений.
Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.
Ответ:
1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение
Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
Ответ:
1) В спокойном состоянии гладкие мышцы сосудов расслабляются, их просвет увеличивается, кровяное давление понижается.
2) Во время работы гладкие мышцы сосудов сокращаются, их просвет сужается, кровяное давление повышается.
3) В изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.
На электронных микрофотографиях в нейронах отмечается большое количество комплекса Гольджи. Объясните эту особенность, используя знания о функциях комплекса Гольджи и о передаче нервного импульса от нейрона к нейрону.
Ответ:
1) проведение нервного импульса от нейрона к нейрону осуществляется через синапсы;
2) передача сигнала (импульса) в синапсе происходит посредством медиаторов (нейромедиаторов);
3) в аппарате Гольджи формируются секреторные пузырьки с нейромедиатором;
4) они переносят нейромедиаторы в синаптическую щель.
Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.
Ответ:
1) 1 – задний корешок спинномозгового нерва;
2) содержит тела чувствительных нейронов;
3) чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг;
4) 2 – серое вещество;
5) образовано телами нейронов и дендритами (короткими отростками);
6) осуществляет рефлекторную функцию;
7) 3 – белое вещество;
8) образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином;
9) выполняет проводниковую функцию.
Назовите структуры спинного мозга, обозначенные цифрами 1 и 2. Опишите особенности их строения и функции.
Ответ:
1) 1 — серое вещество, 2 — белое вещество;
2) серое вещество образовано вставочными нейронами и телами двигательных;
3) рефлекторная функция — принимает участие в двигательных реакциях;
4) белое вещество образовано аксонами нейронов с миелиновыми оболочками;
5) выполняет проводниковую функцию.
В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.
Ответ:
1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса
В эксперименте для проверки работы вкусового анализатора в спокойном состоянии и в состоянии эмоционального напряжения человеку были предложены две таблетки: сладкая и горькая. Вкусовые ощущения в состоянии эмоционального напряжения были ослаблены по сравнению со спокойным состоянием. Объясните почему.
Ответ:
1) при эмоциональном напряжении в коре головного мозга возникает сильный очаг возбуждения (принцип доминанты А.Ухтомского);
2) происходит торможение центра вкуса в коре, поэтому вкусовые ощущения ослаблены
Найдите три ошибки в тексте «Вкусовой анализатор человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Вкусовой анализатор, как и другие анализаторы организма человека, состоит из трёх частей. (2) Основным рецепторным органом чувства является язык. (3) Вкусовые рецепторы языка находятся во вкусовых почках, расположенных во вкусовых сосочках. (4) По типу раздражителя рецепторы вкуса относят к механорецепторам. (5) По нервам импульсы от рецепторов поступают в спинной мозг. (6) Для обработки вкусовой информации импульсы вначале поступают в таламус промежуточного мозга. (7) Окончательная обработка информации, поступившей от вкусовых рецепторов, происходит в подкорковых ядрах головного мозга.
Ответ:
1) 4 - рецепторы вкуса относят к хеморецепторам;
2) 5 - импульсы поступают в головной мозг;
3) 7 - окончательная обработка вкусовой информации происходит в коре головного мозга.
В 1902 г М. Бейлисс и Э. Старлинг провели следующий эксперимент. У подопытного животного они перерезали все нервы, идущие к поджелудочной железе. К удивлению ученых, как только пища касалась слизистой оболочки кишечника, поджелудочная железа начинала изливать в его полость панкреатический сок. С какой целью ученые перерезали все нервы, соединяющие поджелудочную железу с ЦНС? Какой отдел периферической нервной системы иннервирует работу поджелудочной железы? Какое влияние оказывает этот отдел на выработку панкреатического сока? Почему железа вырабатывала поджелудочный сок, в эксперименте? Ответ поясните.
Ответ:
1. выяснить возможность иной регуляции деятельности органа (убедиться в наличии гуморальной регуляции)
2. вегетативная нервная система (автономная)
3. симпатический отдел уменьшает выделение панкреатического сока
4. парасимпатический отдел усиливает выделение панкреатического сока
5. при воздействии пищи на стенки кишечника, его клетки вырабатывали гормон
6. под действием гормона кишечника поджелудочная железа выделяла панкреатический сок
На рисунках А и Б показано изменение положения лапок лягушки при соприкосновении их с двумя разнородными металлами (гальванической парой), между которыми возникает электрический ток. Назовите ткани и их свойства, которые иллюстрируют данное явление.
Ответ:
1) нервная ткань;
2) свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость;
3) мышечная ткань;
4) свойства мышечной ткани - возбудимость и сократимость.
Головной мозг
Кора больших полушарий при небольшом объеме имеет значительную площадь – более 2000 см2. За счет чего происходит увеличение площади поверхности коры больших полушарий головного мозга? Какое значение это имеет в обеспечении функций коры?
Ответ:
1) за счет складчатой структуры коры;
2) в коре есть борозды (углубления) и извилины (промежутки между углублениями);
3) значительная площадь коры позволяет вместить большей нейронов, обеспечивающих ее функции.
Назовите отделы головного мозга человека, обозначенные цифрами 3 и 4. Опишите особенности их строения и функции.
Ответ:
1) 3 - средний мозг;
2) находится между продолговатым и промежуточным мозгом, содержит зрительные и слуховые ядра;
3) отвечает за ориентировочные рефлексы на свет и звук, выполняет проводниковую функцию;
4) 4 – мозжечок;
5) имеет два полушария, соединенных между собой, и кору из серого вещества;
6) функция – координация движений.
Почему в некоторых случаях операции на мозге проводятся без общей анестезии? Приведите две причины. Почему при операциях на мозге больные двигают рукой или ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим перед центральной бороздой?
Ответ:
1) нервная ткань мозга не имеет болевых рецепторов;
2) у пациента, находящегося в сознании, можно точнее определить локализацию нервных центров;
3) перед центральной бороздой находится двигательная зона тела, иннервирующая мышцы;
4) во время операций хирург затрагивает двигательные зоны, они возбуждаются и посылают сигнал мышцам.
Определите типы темперамента у людей, обозначенных на рисунках цифрами 1 и 2. Какие три основных свойства нервной системы легли в основу классификации темпераментов по И.П. Павлову? Используя эти свойства, составьте описание темперамента человека, обозначенного цифрой 1.
Ответ:
1) 1 - холерик; 2 - флегматик;
2) сила нервных процессов (возбуждения и торможения);
3) уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения);
4) подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения);
темперамент человека, обозначенного цифрой 1:
5) сильный;
6) неуравновешенный (легко возбудимый);
7) подвижный.
Определите типы темперамента у людей, обозначенных на рисунках цифрами 1 и 2. Какие три основных свойства нервной системы легли в основу классификации темпераментов по И.П. Павлову? Используя эти свойства, составьте описание темперамента человека, обозначенного цифрой 2.
Ответ:
1) 1 - меланхолик; 2 - сангвиник;
2) сила нервных процессов (возбуждения и торможения);
3) уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения);
4) подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения);
темперамент человека, обозначенного цифрой 2:
5) сильный;
6) уравновешенный;
7) подвижный.
Рефлексы
Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.
Ответ:
1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение
Одной из наиболее простых и легко воспроизводимых рефлекторных реакций у человека является реакция, изображённая на рисунке. Каков механизм этого рефлекса и его функция? К каким рефлексам он относится? О чём может свидетельствовать отсутствие такого рефлекса?
Ответ:
1) при ярком свете зрачок сужается, при слабом свете — расширяется;
2) дозирование поступающего к сетчатке света, защиту от чрезмерного освещения;
3) безусловный;
4) нарушение работы нервной системы или зрительного анализатора.
Известно, что коровы всегда вылизывают своего телёнка после отёла, зяблик, выращенный в изоляции, воспроизводит типичную песню зяблика, а крот с рождения способен рыть в земле ходы. Как называют такие сложные поведенческие реакции у животных? Укажите их характерные особенности. Почему волк, воспитанный стаей, имеет больше шансов на выживание в природе, чем, выращенный людьми и выпущенный на волю.
Ответ:
1) инстинкты;
2) врождённые формы поведения;
3) представляют собой цепочку безусловных рефлексов;
4) присущи всем особям вида (вырабатываются в результате эволюции);
5) в стае волк получает опыт (обучение) от сородичей;
6) в детстве закладывается характерное поведение.
Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались в ходе эволюции? На каком этапе онтогенеза они формируются?
Ответ:
1) Безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных потому, что они передаются по наследству, имеются у организмов с рождения и одинаковы у всех особей одного вида.
2) Роль безусловных рефлексов заключается в том, что они приспосабливают животных к постоянным (неизменнным) условиям окружающей среды.
3) Безусловные рефлексы формируются в процессе эволюции под действием движущих сил эволюции – наследственной изменчивости и естественного отбора.
4) Они формируются в процессе эмбрионального развития.
Какова роль условных рефлексов в жизни животного? Каковы их отличия от безусловных?
Ответ:
1) условные рефлексы возможность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям среды;
2) условные рефлексы индивидуальны, непостоянны, не передаются по наследству, приобретаются в течение жизни;
3) при формировании условного рефлекса временная связь образуется в коре больших полушарий; а у безусловного рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного мозга.
Согласно учению И. Павлова безусловные рефлексы человека отличаются от условных. Приведите не менее трех отличий. Укажите, где располагаются центры условных и безусловных рефлексов.
Ответ:
1) безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные приобретаются в течение жизни;
2) безусловные рефлексы характерны для всех особей вида, а условные индивидуальны;
3) безусловные рефлексы обеспечивают основные процессы жизнедеятельности и приспособления к постоянным условиям среды, а условные приспосабливают к изменяющимся условиям среды, имеют адаптивный характер;
4) центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и ядрах головного мозга, а центры условных рефлексов расположены в коре больших полушарий головного мозга
Ученый перед кормлением собаки каждый раз зажигал лампочку в помещении, где находилась собака. В результате сформировался рефлекс: каждый раз при загорании лампочки у собаки начиналось слюноотделение прежде, чем ей приносили пищу. В опыте, результаты которого представлены Вам на графике, ученый перестал при загорании лампочки приносить пищу собаке, у которой уже сформировался описанный выше рефлекс. Слюна собаки для подсчета была собрана через фистулу. Дайте определение понятию "рефлекс". Назовите вид рефлекса, который был сформирован у собаки до проведения эксперимента. Назовите наблюдаемый в эксперименте вид торможения рефлекса. Объясните, почему в данном случае наблюдается торможение.
Ответ:
1) рефлекс — стандартная (одинаковая при одинаковых условиях, стереотипная) реакция организма на раздражитель, осуществляемая при участии нервной системы;
2) условный слюноотделительный рефлекс;
3) условное (внутреннее) торможение;
4) неподкрепление условного раздражителя (загорание лампочки) безусловным (кормление);
5) приводит к постепенному разрушению временных нервных связей и угасанию условного рефлекса.
Учёный провёл эксперимент с золотыми рыбками. Известно, что продолжительность жизни золотых рыбок составляет в среднем 15 лет, поэтому для эксперимента он использовал животных в возрасте 1 год, 3 года и 10 лет, ранее специально не обученных условным рефлексам. По 10 самок он поместил в три отдельных аквариума. Перед каждым кормлением экспериментатор сначала постукивал по стеклу с одной и той же силой и частотой, затем насыпал корм. Для поедания корма рыбки поднимались к поверхности. Экспериментатор подсчитывал, сколько повторов потребуется, чтобы рыбки начали всплывать к поверхности сразу после постукивания без предъявления корма. Какую зависимость установил экспериментатор? Что в эксперименте было безусловным раздражителем, а что условным? Какое биологическое значение имеют условные рефлексы?
Возраст рыб | Количество повторов |
1 год | 10 |
3 года | 19 |
10 лет | 21 |
Ответ:
1) чем больше возраст рыбы, тем большее количество повторов требуется для выработки условного рефлекса;
2) безусловным раздражителем выступал корм для рыбок;
3) условным раздражителем являлось постукивание экспериментатора по стеклу;
4) условные рефлексы обеспечивают приспособление к изменяющимся условиям среды.
У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на звонок. Если в дальнейшем после звука звонка не давать собаке пищу, то условный рефлекс постепенно угаснет. Какой вид торможения рефлекса описан? Ответ поясните. Какое биологическое значение для животного имеет такое торможение?
Ответ:
1) условное (внутреннее) торможение;
2) угасание условного рефлекса при его неподкреплении условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей);
3) благодаря условному торможению животное перестает реагировать на сигналы, потерявшие свое значение (быстро приспосабливается к меняющимся условиям).
У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздражителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?
Ответ:
1) внешнее (безусловное) торможение условного рефлекса;
2) под действием нового раздражителя (резкого звука) в коре мозга возникает новый очаг возбуждения;
3) у собаки выполняется безусловный ориентировочный рефлекс (а условный рефлекс затухает).
Назовите виды торможения условных рефлексов в организме человека. Объясните, как возникают эти виды торможений.
Ответ:
1) различают два вида торможения условных рефлексов: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное);
2) внешнее торможение вызывается более сильным посторонним раздражителем, не связанным с выработанным условным рефлексом, возникает сразу;
3) внутреннее торможение возникает не сразу, а в случае длительного отсутствия стимула условного рефлекса (безусловного раздражителя)
Экспериментатор закрепил рядом со стенкой аквариума две лампочки, дающие красный и синий свет. В ходе первого эксперимента при включении красной лампочки экспериментатор давал рыбам в аквариуме корм, сформировав таким образом у животных условный пищевой рефлекс (подплывание к месту кормления на условный сигнал). В ходе второго эксперимента исследователь поочередно включал красную и синюю лампочку, причем корм давал только при включенном красном свете. Сначала рыбы реагировали на включенную лампочку вне зависимости от цвета, а затем включение синей лампочки не вызывало никаких реакций у рыб. Какие условия необходимо было соблюдать экспериментатору, чтобы сформировать в первом эксперименте условный рефлекс у рыб? Назовите не менее трех пунктов. Какое явление наблюдал экспериментатор во втором эксперименте? Какое значение имеет это явление для жизни животных?
Ответ:
1) сочетание двух раздражителей: условного (свет) и безусловного (пища);
2) предъявление условного раздражителя до безусловного;
3) многократное повторение сочетания раздражителей;
4) условное торможение;
5) животное перестает реагировать на сигналы, потерявшие свое значение (приспосабливается к меняющимся условиям).
При намокании у собаки шерсти происходит реакция отряхивания. Собаку в течение месяца во время кормления поливали холодной водой. У собаки выработался рефлекс: во время кормления она отряхивалась, даже если её не поливали водой. Через две недели рефлекс отряхивания пропал. Какой рефлекс выработался у собаки? Какие центры головного мозга участвовали в осуществлении этих рефлексов? Почему через две недели рефлекс пропал?
Ответ:
1) отряхивание при намокании шерсти – безусловный рефлекс;
2) отряхивание после подачи пищи (после отмены обливания) – условный рефлекс;
3) центр безусловного рефлекса расположен в среднем мозге (стволе головного мозга, спинном мозге);
4) центр условного рефлекса расположен в коре больших полушарий;
5) реакция отряхивания у собаки исчезла, так как произошло торможение (условное, внутреннее) ИЛИ не было подкрепления условного рефлекса
Учёные провели эксперимент, схема которого показана на рисунке. На этапе 1 эксперимента включали лампочку, но слюна у собаки не выделялась. Почему? На этапе 2 эксперимента собаке давали пищу, слюна выделялась. Почему? На этапе 3 эксперимента собаке давали пищу и одновременно включали лампочку. Для чего? На этапе 4 эксперимента включали лампочку, но еду не давали, у собаки выделялась слюна. Почему? На этапе 5 эксперимента включали лампочку и одновременно включали громкий звук. Выделялась ли у собаки слюна? Почему? Каково биологическое значение этого процесса? Ответ поясните.
Ответ:
1) потому что у собаки отсутствовал условный рефлекс выделения слюны на включение лампочки;
2) потому что выделение слюны на еду — это врождённый (безусловный) рефлекс;
3) чтобы выработать условный рефлекс выделения слюны на включение лампочки;
4) потому что у собаки выработался условный рефлекс выделения слюны на включение лампочки;
5) слюна не выделялась, так как произошло внешнее (безусловное) торможение условного рефлекса;
6) биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что, затормаживая текущую условно-рефлекторную деятельность, оно позволяет переключить организм на определение значимости и степени опасности нового воздействия.
В эксперименте включали метроном и воздействовали на животное электрическим током небольшой силы, в результате чего у него учащалось сердцебиение. После неоднократного повторения таких сочетаний звук метронома вызывал изменение работы сердца и без воздействия током. Как называется такая регуляция деятельности сердца? Почему звук метронома вызывает реакцию, аналогичную действию тока? Какие центры головного мозга задействованы в регуляции сердцебиения в ответ на звук метронома в эксперименте и где они находятся?
Ответ:
1) нервная регуляция;
2) метроном в опыте стал условным раздражителем (стимулом);
ИЛИ
2) сформировался условный рефлекс на звук метронома;
3) центр слуха;
4) центр слуха находится в коре головного мозга (в височной доле);
5) центр сердечно-сосудистой деятельности;
6) центр сердечно-сосудистой деятельности находится в продолговатом мозге.
Исследователь поместил на дно чашки Петри планарий. Половину чашки он прикрыл светонепроницаемой крышкой и направил сверху на чашку поток света от лампы. Что наблюдал исследователь в чашке Петри? Какие органы чувств позволяют планариям воспринимать свет? Назовите звенья рефлекторной цепи наблюдаемого исследователем рефлекса.
Ответ:
1) все планарии переползли в затененную часть чашки Петри;
2) глазки ИЛИ глаза на переднем конце тела;
элементы рефлекторной дуги:
3) фоторецепторы;
4) чувствительный нейрон;
5) нервный центр (ганглий);
6) двигательный нейрон;
7) мышечные волокна.
Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображен безусловный рефлекс слюноотделения и отсутствует безразличный раздражитель? Где расположен рефлекторный центр безусловного слюноотделительного рефлекса? В чем различие между безусловным рефлексом и инстинктом? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса, используя рисунок.
Ответ:
1) на рисунке А;
2) продолговатый мозг;
3) различие в сложности (инстинкт - система безусловных рефлексов);
4) рецепторы глаза (сетчатка, глаз) (4) - зрительная зона в коре больших полушарий (Л1) - пищевой центр в коре больших полушарий (П1) - слюноотделительный центр (продолговатый мозг) (2) - слюнная железа (3).
Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображен сформировавшийся условный рефлекс отделения слюны на свет? Как в процессе выработки условного рефлекса изменяется роль лампочки в эксперименте? Каково значение условных рефлексов в жизни животных? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
Ответ:
1) на рисунке Г;
2) лампочка из безразличного (нейтрального) раздражителя в начале эксперимента превращается в условный раздражитель;
3) помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды
ИЛИ
3) позволяют осуществлять сложный (многоступенчатый) ответ (реакцию) на раздражитель;
4) рецепторы языка (язык) (1) - слюноотделительный центр (продолговатый мозг) (2) - слюнная железа (3).