Все варианты задания 23 из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии: исследования. КЭС 2024: 1.3 Научные методы изучения живой природы. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Методы изучения организма человека. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа
Тип ответа: Развернутый ответ
Любой из этих вариантов может вам попасться на реальном ОГЭ по биологии в этом году.
Все варианты задания 23 с ФИПИ к ОГЭ по биологии
Дайте развернутый ответ.
Школьники изучали рост проростков фасоли. Они посадили два проросших семени фасоли в одинаковые горшки и стали наблюдать за ростом проростков. Когда над поверхностью почвы появились семядоли, школьники удалили у одного из проростков одну семядолю. Через пять дней школьники отметили, что растение с двумя семядолями опережало в росте растение с одной семядолей.
Какую цель эксперимента могли сформулировать школьники? Какой вывод сделали школьники по результатам эксперимента?
Ответ:
1) Цель эксперимента: Выяснить зависимость роста растения от количества семядолей.
2) Вывод: Чем больше семядолей имеет проросток, тем больше питательных веществ для своего роста он имеет, следовательно, растёт быстрее.
Номер: 10940C
Дайте развернутый ответ.
Экспериментатор изучал скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 15 крупных проростков фасоли с неповреждённым главным корнем и разделил их на три равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня у каждого проростка в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с различной температурой. Через три дня экспериментатор измерил корни всех проростков фасоли и результаты представил в таблице.
Проростки |
Температура в камере, °С |
Средний прирост главного корня, см |
группа 1 |
10–12 |
0,9 |
группа 2 |
16–18 |
2,2 |
группа 3 |
20–24 |
3,5 |
Влияние какого фактора на рост корня изучал экспериментатор? Какой вывод по результатам эксперимента можно сделать?
Ответ:
1) Влияние температуры на рост корня.
2) Вывод: Чем выше температура среды, в которой находится проросток, тем быстрее он растёт, и его корень развивается так же быстрее.
Номер: 4F4F7C
Дайте развернутый ответ.
На занятиях биологического кружка школьники провели эксперимент. Наполнили два стакана чистой водой и поместили в воду побеги водного растения элодеи, накрыли их воронками, на которые надели заполненные водой пробирки. Затем первый стакан поставили в тёмный шкаф, а второй — на яркий свет. На свету, во втором стакане, элодея выделяет пузырьки газа. Школьники аккуратно сняли со второго стакана пробирку, наполненную газом, закрыв её отверстие пальцем. Внесли в пробирку тлеющую лучину, и она загорелась ярким пламенем. Пробирка из тёмного шкафа не заполнилась газом.
Образование какого газа обнаружили в ходе эксперимента школьники?
Объясните, почему растение в тёмном шкафу не выделяло обнаруженный в пробирке со стоящим на свету растением газ.
Ответ:
1) Кислород.
2) Кислород выделялся в процессе фотосинтеза, который может происходить только на свету.
Номер: 741D7A
Дайте развернутый ответ.
Учёный провёл эксперимент с белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другое животное получало пищу с нормальной калорийностью. В течение всего периода наблюдения учёный измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице.
Масса тела, г |
Возраст животного, дни |
||||||
28 |
35 |
63 |
91 |
120 |
150 |
180 |
|
Экспериментальное животное |
42 |
52 |
100 |
170 |
235 |
276 |
315 |
Контрольное животное |
42 |
50 |
90 |
153 |
213 |
238 |
257 |
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие условия эксперимента должны соблюдаться, чтобы результаты были объективными?
Ответ:
1) Вывод: Экспериментальная крыса, которой давалась пища, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза, набрала массу быстрее.
2) Условия эксперимента, которые должны соблюдаться, чтобы результаты были объективными:
1. Нужно в одно и то же время кормить крыс.
2. Экспериментальное и контрольное животные должны быть одинакового возраста.
3. Экспериментальное и контрольное животные должны быть одного помёта.
Номер: B36BB8
Дайте развернутый ответ.
Луи Пастер вместе со своими помощниками искал способ борьбы с сибирской язвой, предположив, что её возбудителем могут быть микроорганизмы. В своей лаборатории он смог выделить ослабленную бактерию. Пастер с командой молодых учёных в присутствии крестьян, журналистов и ветеринаров ввёл культуру ослабленных бактерий двадцати четырём овцам, шести коровам и одной козе. Спустя две недели этим животным и такому же числу не привитых животных ввели смертельную дозу бацилл сибирской язвы. Только вакцинированные животные выжили.
Какую гипотезу проверяли учёные постановкой данного эксперимента? Для чего учёные использовали в эксперименте разных животных?
Ответ:
1) Постановкой данного эксперимента учёные проверяли гипотезу о том, что сможет ли выделенная Луи Пастером ослабленная бактерия защитить организмы от сибирской язвы.
2) Учёные использовали в эксперименте разных животных, чтобы проверить эффективность вакцины на разных организмах и её защиту в действительности от смертельной болезни.
Номер: 84C2BF
Дайте развернутый ответ.
Учёный провёл эксперимент с пресноводными амёбами. Для этого он помещал культуру клеток амёб в растворы с различной концентрацией солей и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью в минуту. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Концентрация солей, мг/л |
500 |
1000 |
1300 |
1600 |
1900 |
2200 |
Выброс жидкости, мкл/мин. |
26 |
16 |
13,8 |
11,7 |
9,3 |
3,5 |
Какая зависимость существует между концентрацией солей в воде и выбросом сократительной вакуоли? Можно ли будет наблюдать аналогичную зависимость у инфузории туфельки? Ответ поясните.
Ответ:
1) При увеличении концентрации солей (осмоляльности) в среде, осмотическое давление изменяется, что приводит к уменьшению активности сократительной вакуоли. В пресноводных условиях амёбы испытывают гипотоничное окружение, и сократительная вакуоль необходима для удаления излишков воды, поступающей в клетку.
2) Так как Инфузория туфелька также является пресноводным животным,у которого имеются сократительные вакуоли для поддержания осморегуляции, то аналогичную зависимость можно наблюдать у неё. В условиях повышенной концентрации солей инфузория будет вынуждена реже выбрасывать воду, чтобы справляться с изменениями осмотического давления, что также приведет к снижению активности сократительных вакуолей.
Номер: A5DC1A
Дайте развернутый ответ.
Студенты изучали влияние температуры на развитие микроорганизмов. Они сделали посев одного штамма микроорганизмов на питательную среду в чашки Петри и поместили образцы в разные температурные условия: 0 °С, 10 °С, 20 °С, 30 °С. Через семь дней определили количество микроорганизмов в каждом образце. Наибольшее количество микроорганизмов оказалось в образце, который хранился при 30 °С,
а наименьшее – в образце при 0 °С.
Какой вывод по результатам эксперимента сделали студенты? Почему для постановки эксперимента студенты взяли один штамм микроорганизмов?
Ответ:
1) Вывод: для микроорганизмов, находящихся в образце с температурой 30°C, были созданы оптимальные условия для размножения и развития, в то время как для микроорганизмов в образце с температурой 0°C низкая температура стала ограничивающим фактором для размножения.
2) Студенты использовали только один штамм микроорганизмов, так как у разных штаммов могут быть разные температурные нормы.
Номер: 17855F
Дайте развернутый ответ.
Учёный решил провести эксперимент с белой лабораторной крысой. Для этого он кормил её в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела крысы. Полученные результаты представлены в таблице.
Возраст животного, дни |
28 |
35 |
63 |
91 |
120 |
150 |
180 |
Масса тела, г |
42 |
52 |
100 |
170 |
235 |
276 |
315 |
Объясните, почему для исследования учёный выбрал не новорожденное животное, а возрастом 28 дней. Почему нельзя сделать вывод по результатам этого эксперимента?
Ответ:
1) У новорождённой крысы ещё не сформировались органы и системы, и это может значительно затруднить проведение эксперимента и анализ результатов.
2) Во время проведения эксперимента учёный не использовал животное, которое получало бы пищу с нормальной калорийностью и массу которого можно было бы сравнить с массой крысы, которая потребляла пищу с удвоенной калорийностью.
Номер: 404DA7
Дайте развернутый ответ.
Экспериментатор решил изучить работу сердца позвоночного животного. Для этого он измерил силу сокращения сердца в состоянии покоя, и она составила 25 мН. Затем учёный ввёл животному в кровь раствор адреналина и измерил силу сокращения сердца ещё раз. Она составила 35 мН. Какой вывод о влиянии адреналина на работу сердца сделал учёный? Какие условия эксперимента должны соблюдаться, чтобы результаты были достоверными?
Ответ:
1) Учёный сделал вывод о том, что адреналин оказывает позитивное инотропное воздействие на работу сердца, увеличивая силу его сокращений с 25 мН в состоянии покоя до 35 мН после введения адреналина. Это свидетельствует о том, что адреналин усиливает сократительную способность сердечной мышцы, что может быть связано с улучшением её ионного обмена и повышением уровня кальция.
2) 1. Важно обеспечить контроль над физиологическими условиями животного, такими как температура, уровень стресса и другие факторы, способные влиять на работу сердца.
2. Важно использовать однородные условия для измерения силы сокращения, чтобы избежать вариаций, связанных с разными методами измерения.
3.Также следует учитывать количество адреналина и время его действия, чтобы результаты эксперимента были воспроизводимыми.
4. Целесообразно провести повторные измерения и сравнить с контрольной группой, не получившей адреналин, для подтверждения эффекта.
Номер: 14E2C2
Дайте развернутый ответ.
Старшеклассники провели эксперимент с сырым мясом. Равные по размеру и массе (20 г) кусочки мяса они поместили в две пробирки. Одну пробирку заполнили дистиллированной водой, а другую – 10%-ным раствором поваренной соли. После выдержки образцов в жидкостях в течение 3 часов, ребята снова взвесили кусочки мяса. Масса кусочка, находившегося в дистиллированной воде, увеличилась на 3,5 г, а масса кусочка, находившегося в растворе поваренной соли, уменьшилась на 2 г. Объясните результаты, полученные в эксперименте.
Ответ:
Эксперимент демонстрирует процессы осмоса и диффузии. В пробирке с дистиллированной водой мясо поглощает воду через клеточные мембраны, так как внутри клеток мясных волокон концентрация солей и других веществ выше, чем в окружающей среде. Это приводит к увеличению массы мяса на 3,5 г.
В пробирке с 10%-ным раствором поваренной соли ситуация обратная. Концентрация соли в растворе выше, чем внутри клеток мяса, что вызывает потерю воды из клеток. Вода стремится покинуть клетки, чтобы уравновесить концентрации, что приводит к уменьшению массы мяса на 2 г.
Таким образом, результаты эксперимента иллюстрируют основные принципы осмоса: вода движется из области низкой концентрации солей (дистиллированная вода) в область высокой концентрации (раствор соли), что и объясняет расчеты массы в обоих случаях.
Номер: CB17C0
Дайте развернутый ответ.
Учёный провёл эксперимент со взрослыми белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другая крыса получала корм нормальной калорийности. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице.
Масса тела, г |
Возраст животного, дни |
||||||
28 |
35 |
63 |
91 |
120 |
150 |
180 |
|
Экспериментальное животное |
42 |
52 |
100 |
170 |
235 |
276 |
315 |
Контрольное животное |
42 |
50 |
90 |
153 |
213 |
238 |
257 |
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Известно, что для повышения достоверности результатов эксперимент проводят на группе животных. По каким параметрам экспериментатор отбирал животных в экспериментальную и контрольную группы? Укажите не менее двух параметров.
Ответ:
1) На основе результатов эксперимента можно сделать вывод о том, что увеличение калорийности пищи приводит к увеличению массы тела у белых лабораторных крыс. Это может свидетельствовать о зависимости между потреблением калорий и приростом массы тела.
2) Для повышения достоверности результатов эксперимент обычно проводят на группе животных, а не на отдельных особях. При отборе животных в экспериментальную и контрольную группы следует учитывать несколько параметров:
1. Возраст: Крысы в обеих группах должны быть одного возраста, чтобы минимизировать влияние возрастных изменений на массу тела и метаболизм.
2. Пол: Важно учитывать пол животных, поскольку самцы и самки могут иметь различные метаболические характеристики и различия в накоплении жировой массы.
Номер: E69095
Дайте развернутый ответ.
Школьники изучали рост проростков фасоли. Они посадили два проросших семени фасоли в одинаковые горшки и стали наблюдать за ростом проростков. Когда над поверхностью почвы появились семядоли, школьники удалили у одного из проростков одну семядолю. Через пять дней школьники отметили, что растение с двумя семядолями опережало в росте растение
с одной семядолей.
Какую гипотезу могли сформулировать школьники перед постановкой эксперимента? Объясните результат эксперимента.
Ответ:
1) Школьники могли сформулировать гипотезу о том, что количество семядолей у проростков фасоли влияет на их рост. Они предположили, что растение с двумя семядолями будет расти быстрее и развиваться лучше, чем растение с одной семядолей, так как наличие дополнительных семядолей может обеспечивать растениям больше питательных веществ и фотосинтетических возможностей.
2) Результат эксперимента подтвердил эту гипотезу: проросток с двумя семядолями действительно обогнал в росте проросток с одной семядолей. Это можно объяснить тем, что семядоли являются важными органами для фотосинтеза на ранней стадии развития растений. Они обеспечивают начальный запас энергии и питательных веществ, а также увеличивают площадь для фотосинтетической активности. Таким образом, растению с двумя семядолями удается получать больше света и ресурсов, что способствует более быстрому росту по сравнению с растением с одной семядолей.
Номер: 679192
Дайте развернутый ответ.
Студенты изучали влияние температуры на развитие микроорганизмов. Они сделали посев одного штамма микроорганизмов на питательную среду в чашки Петри и поместили образцы в разные температурные условия: 0 °С, 10 °С, 20 °С, 30 °С. Через семь дней определили количество микроорганизмов в каждом образце. Наибольшее количество микроорганизмов оказалось в образце, который хранился при 30 °С, а наименьшее – в образце при 0 °С.
Какой вывод по результатам эксперимента сделали студенты? Какое условие хранения следует создать для мясного бульона в домашних условиях?
Ответ:
1) Студенты сделали вывод, что температура влияет на развитие микроорганизмов. Из результатов эксперимента видно, что при более высокой температуре (30 °C) количество микроорганизмов было наибольшим, а при низкой температуре (0 °C) - наименьшим. Это говорит о том, что микроорганизмы развиваются лучше и быстрее при повышенной температуре, а при низких температурах их развитие замедляется или прекращается.
2) Для хранения мясного бульона необходимо использовать холодильник с температурным режимом 2-6°C.
Номер: 0ECBE0
Дайте развернутый ответ.
Экспериментатор изучал культуру кишечной палочки. Он поместил определённое количество живых бактерий в питательную среду и добавил антибиотик. В течение недели измерял количество живых клеток в культуре. Результаты эксперимента представлены в таблице.
День эксперимента |
1 (добавление антибиотика) |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество живых клеток, % |
100 |
2 |
3 |
7 |
20 |
50 |
80 |
Как меняется количество живых клеток бактерий в течение семи дней после добавления антибиотика? Какой вывод о действии антибиотика на бактерии можно сделать?
Ответ:
1) Анализируя таблицу результатов эксперимента, мы можем увидеть, что количество живых бактерий в культуре уменьшается с каждым днём после добавления антибиотика.
Таким образом, можно заключить, что антибиотик эффективно подавляет рост бактерий, убивая или инактивируя их.
2) Вывод: антибиотик обладает бактерицидным действием, то есть убивает бактерии или инактивирует их, что является основной целью применения антибиотиков в медицине.
Номер: 52F667
Дайте развернутый ответ.
На занятиях биологического кружка ребята решили провести эксперимент, повторяющий известный опыт Яна ван Гельмонта. Для своего эксперимента они взяли комнатное растение пеларгонию, неприхотливое в уходе и быстрорастущее. В небольшой горшок засыпали 1 кг почвы и посадили черенок весом 30 г. Далее они расположили горшок с растением на хорошо освещённом подоконнике и поливали растение чистой водой. Эксперимент длился шесть месяцев, по завершении которых ребята аккуратно извлекли из почвы подросшее растение. Взвешивание растения показало, что его вес увеличился примерно на 140 г, а масса почвы уменьшилась на 5 г. Какой вывод сделали ребята по итогам эксперимента? Откуда растение получает органические вещества для своего роста?
Ответ:
1) Ребята, проведя эксперимент, повторяющий опыт Яна ван Гельмонта, сделали вывод, что растение пеларгония получает органические вещества для своего роста из почвы.
2) Растение получает органические вещества из почвы, из которой оно растет. Это подтверждает теории об обмене веществ между растением и почвой, согласно которым растение получает необходимые для него органические вещества из почвы, а в свою очередь, выделяет в почву органические соединения, такие как углерод, аминокислоты и другие.
Номер: E7D666
Дайте развернутый ответ.
Учёный провёл эксперимент со взрослыми белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другая крыса получала корм нормальной калорийности. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице.
Масса тела, г |
Возраст животного, дни |
||||||
28 |
35 |
63 |
91 |
120 |
150 |
180 |
|
Экспериментальное животное |
42 |
52 |
100 |
170 |
235 |
276 |
315 |
Контрольное животное |
42 |
50 |
90 |
153 |
213 |
238 |
257 |
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Объясните, почему эксперимент проводился не с новорожденными крысятами.
Ответ:
1) Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что крыса, питавшаяся пищей с увеличенной калорийностью, набирала вес быстрее, чем крыса, которая потребляла корм с нормальной калорийностью.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что избыточное потребление калорий ведет к увеличению массы тела, а нормальное потребление калорий не влияет на массу тела. Это подтверждает гипотезу о том, что избыточное потребление калорий может быть причиной ожирения.
2) Для проведения эксперимента не были использованы новорожденные крысы, так как у новорождённых организмов ещё не успели сформироваться органы и системы, и это значительно усложнит анализ результатов эксперимента.
Номер: 6BDD3D
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Учёный использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя и дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
Как называются взаимоотношения между этими двумя видами инфузорий? Почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?
Ответ:
1) конкуренция;
2) ушастые инфузории-туфельки лучше адаптированы к созданным в эксперименте условиям
ИЛИ
именно их предпочтительная пища содержалась в пробирках.
Номер: 463C1F
Дайте развернутый ответ.
Немецкий учёный Р. Кох исследовал инфекционные болезни млекопитающих. В своём эксперименте он сделал надрез в области основания хвоста мыши. Обожжённую деревянную щепочку опустил в кровь погибшей от инфекции овцы, а затем прикоснулся ею к надрезу на хвосте мыши. На следующий день мышь погибла. Учёный повторил этот опыт несколько раз, и каждый раз результат повторялся.
К какому выводу относительно причин гибели мышей пришёл Р. Кох по итогам эксперимента? Для чего он обжигал щепку?
Ответ:
1) один и тот же возбудитель может вызывать гибель и овец, и мышей;
2) учёный обжигал щепку для того, чтобы она была стерильна (чтобы исключить другие инфекции)
Номер: 0ACD7E
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный изучал взаимоотношения инфузории туфельки ушастой и инфузории бурсарии. Несмотря на пищевую конкуренцию, оба вида были способны к длительному совместному существованию, хотя численность каждого из них была ниже, чем при раздельном содержании. Так, выяснилось, что туфельки ушастые держались в толще воды, в то время как бурсарии – около дна. Кроме того, бурсария охотнее поедала дрожжи, а туфелька ушастая – бактерии.
Объясните, почему конкуренция между инфузорией туфелькой ушастой и инфузорией бурсарией не привела к исчезновению одного из видов.
Ответ:
1. Они занимали разную территорию (туфельки ушастые держались в толще воды, а бурсарии - около дна)
2. Они питались разными организмами (туфелька ушастая - бактериями, а бурсария - дрожжами)
Номер: AE3244
Дайте развернутый ответ.
Лауреат Нобелевской премии по физиологии И.П. Павлов проделал следующий эксперимент, получивший в науке название «мнимое кормление». В желудке подопытной собаки учёный делал фистулу (искусственный канал из желудка наружу), а пищевод выводил на кожу шеи. После этого учёный кормил животное маленькими кусочками мяса. Проглоченные, они тотчас выпадали. Уже через 5–7 мин. после начала кормления у собаки начиналось обильное сокоотделение, которое продолжалось 2–3 ч, хотя сам процесс приёма пищи длился всего несколько минут.
Какой вывод можно сделать из данного опыта? С какой целью учёный перерезал пищевод подопытному животному?
Ответ:
1) выделение желудочного сока не связано с попаданием пищи в желудок
ИЛИ
выделение желудочного сока вызывается раздражением рецепторов во рту, а не в желудке;
2) чтобы пища не попадала в желудок
ИЛИ
чтобы проверить, зависит ли выделение желудочного сока от поступления пищи в желудок
Номер: E4C5FA
Дайте развернутый ответ.
Итальянский естествоиспытатель Л. Спалланцани ещё в середине XVIII в. обратил внимание на то, что летучие мыши свободно летают в абсолютно тёмной комнате, не задевая предметов. Он решил выяснить причины такой способности. В своём опыте он взял группу летучих мышей, часть из которых экспериментатор ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия.
Какой вывод мог сделать Спалланцани на основании проведённого эксперимента? Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых?
Ответ:
1. Летучие мыши не пользуются зрением при ориентировании в темноте
2. Летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов, то есть пользуются слухом, а не зрением.
Номер: F77178
Дайте развернутый ответ.
Лауреат Нобелевской премии по физиологии И.П. Павлов проделал следующий эксперимент, получивший в науке название «мнимое кормление». В желудке подопытной собаки учёный делал фистулу (искусственный канал из желудка наружу), а пищевод выводил на кожу шеи. После этого учёный кормил животное маленькими кусочками мяса. Проглоченные, они тотчас выпадали. Уже через 5–7 мин. после начала кормления у собаки начиналось обильное сокоотделение, которое продолжалось 2–3 ч, хотя сам процесс приёма пищи длился всего несколько минут.
Что исследовал учёный в своём опыте? С какой целью учёный перерезал пищевод подопытному животному?
Ответ:
1) зависимость выделение желудочного сока от поступления пищи в желудок
ИЛИ
зависимость выделение желудочного сока от раздражения рецепторов во рту
2) чтобы пища не попадала в желудок
ИЛИ
чтобы проверить, зависит ли выделение желудочного сока от поступления пищи в желудок
Номер: 54687D
Дайте развернутый ответ.
Итальянский естествоиспытатель Ж. Жюрин в середине XVIII в. провёл следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, части из которых он заткнул воском уши, а со второй – контрольной – этого делать не стал. Всех мышей Жюрин выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что мыши, у которых уши были залеплены воском, натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Что исследовал Ж. Жюрин в своём эксперименте? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента?
Ответ:
1. Ж. Жюрин исследовал влияние ушей на ориентирование в темноте летучих мышей.
2. Ориентирование летучих мышей в темной комнате осуществляется с помощью ушей.
Номер: 811EBF
Дайте развернутый ответ.
Французский учёный Ж.Б. Буссенго провёл следующий эксперимент. Он взял растение и посадил его в горшок под стеклянный герметичный колпак, в котором экспериментатор заменил воздух газовой смесью, состоящей из кислорода, углекислого газа и других газов, но без азота, и стал наблюдать. В течение всего опыта учёный поливал растение водным раствором нитратов. По его окончании оказалось, что сколько азота «исчезает» из раствора нитратов, столько же обнаруживается в самом растении.
Какую гипотезу проверял Ж.Б. Буссенго в эксперименте? Для синтеза каких веществ растениям необходим азот?
Ответ:
1. Растения усваивают азот из почвы, а не из воздуха
ИЛИ
растение использует азот в виде нитратов.
2. Аминокислоты ИЛИ белки ИЛИ азотистые основания ИЛИ нуклеиновые кислоты ИЛИ ДНК ИЛИ РНК
Номер: FB6411
Дайте развернутый ответ.
Британские учёные совместно с исследователями из Сингапура провели исследование физиологических показателей у туристов, совершающих восхождение на Эверест. Тесты и анализы проводились три раза: перед началом экспедиции в Лондоне (уровень моря), в городке Намче (3500 м над уровнем моря) и в базовом лагере на высоте 5300 м. Выяснилось, что чем больше высота, тем ниже насыщение артериального гемоглобина кислородом, но тем выше содержание гемоглобина в крови.
Как можно объяснить полученную закономерность? Объясните снижение насыщения гемоглобина кислородом с точки зрения физиологии.
Ответ:
1. Гемоглобин повышается для компенсации слабого насыщения крови кислородом
2. На большой высоте воздух разряженный, из-за чего парциальное давление кислорода низкое и кровь гемоглобином насыщается хуже.
Номер: B4D815
Дайте развернутый ответ.
Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л – уменьшилась.
Какова концентрация сахарозы в клубне картофеля? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочков увеличилась.
Ответ:
1. 0,3 моль/л
2. Концентрация сахарозы в растворе ниже, чем в клубне, и вода входит из раствора в клубень (при помощи осмоса), повышая массу клубня
Номер: BC971E
Дайте развернутый ответ.
Французский учёный Ж.Б. Буссенго провёл следующий эксперимент. Он взял растение и посадил его в горшок под стеклянный герметичный колпак, в котором экспериментатор заменил воздух газовой смесью, состоящей из кислорода, углекислого газа и других газов, но без азота, и стал наблюдать. В течение всего опыта учёный поливал растение водным раствором нитратов. По его окончании оказалось, что сколько азота «исчезает» из раствора нитратов, столько же обнаруживается в самом растении.
Какой вывод можно сделать из эксперимента? Какие организмы способны усваивать азот из атмосферы?
Ответ:
1. Растения усваивают азот из почвы, а не из воздуха
ИЛИ
растения используют азот в виде нитратов, а не других соединений.
2. Азотфиксирующие бактерии
ИЛИ
цианобактерии.
Номер: DE931C
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя и дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
По результатам своих наблюдений Гаузе сформировал закон конкурентного исключения. Объясните суть этого закона, используя описанный эксперимент. Почему в начале всех экспериментов численность особей увеличивалась?
Ответ:
1) два вида инфузорий не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу;
2) потому что была широкая кормовая база и отсутствие конкуренции
Номер: AF7011
Дайте развернутый ответ.
Сербские учёные исследовали влияние рыбных ферм, организованных в реках, на численность и многообразие беспозвоночных, населяющих эти реки. Учёные брали пробы на различном расстоянии вниз по течению от ферм и оценивали количество и многообразие водных беспозвоночных в образцах. Оказалось, что многообразие и численность растут с расстоянием от фермы.
Какого контроля не хватает данному исследованию, чтобы сделать уверенный вывод? Поясните свой ответ.
Ответ:
Не хватает контрольных проб, взятых в реках, свободных от рыбных ферм.
Эти пробы помогли бы вычислить погрешность измерения и выступали бы образцом для сравнения.
Номер: CA2015
Дайте развернутый ответ.
Итальянский естествоиспытатель Ж. Жюрин ещё в середине XVIII в. обратил внимание на то, что летучие мыши свободно летают в абсолютно тёмной комнате, не задевая предметов. Жюрин решил выяснить причины такой способности. Он взял группу летучих мышей, части из которых учёный залепил воском уши, а со второй – контрольной – этого делать не стал. Всех летучих мышей Жюрин выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что мыши, у которых уши были залеплены воском, натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Какой вывод мог сделать Ж. Жюрин на основании проведённого эксперимента? Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых?
Ответ:
1) ориентирование летучих мышей в темноте осуществляется с помощью ушей;
2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов
Номер: CA831E
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя и дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал. По результатам опыта учёный сформулировал экологический закон, позже названный принципом исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу.
Объясните с точки зрения принципа исключения Гаузе, почему в первом случае оба вида выживали и численность инфузорий увеличивалась, а во втором случае выжил только один из видов.
Ответ:
1) в первом случае у каждого из видов был свой пищевой ресурс (они занимали различные экологические ниши);
2) во втором случае оба вида конкурировали за один и тот же ресурс (занимали одинаковую экологическую нишу)
Номер: 22392E
Дайте развернутый ответ.
Анастасия изучала скорость уменьшения концентрации витамина С в апельсинах в зависимости от условий хранения. Она поместила 10 свежесорванных апельсинов в морозильную камеру холодильника, ещё 10 в обычный отсек холодильника, а ещё 10 апельсинов оставила просто в шкафу на кухне. Через месяц Анастасия выжала сок из каждого апельсина и измерила концентрацию витамина С. Оказалось, что больше всего витамина С сохранилось в апельсинах, находившихся в обычном отсеке холодильника.
Какой вывод относительно оптимальной температуры хранения апельсинов можно сделать из данного исследования? Предположите, почему именно при такой температуре витамина С сохранилось больше всего.
Ответ:
1. Оптимальный режим хранения - в обычном отсеке холодильника.
2. При такой температуре процесс разрушения витамина С замедляется по сравнению с хранением при комнатной температуре, и клетки апельсина не разрушаются (как при заморозке).
Номер: F1A1DB
Дайте развернутый ответ.
Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведённых экспериментов?
Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых?
Ответ:
1) во время полета в темноте летучие мыши пользуются слухом, а не зрением;
2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов
Номер: 71F2D5
Дайте развернутый ответ.
Итальянский натуралист Л. Спалланцани провёл следующий эксперимент. Он взял множество склянок с сенным отваром, часть из которых закрывал пробкой, тогда как другие запаивал на огне горелки. Одни склянки он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Л. Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких микроорганизмов нет – они появились только в тех склянках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены.
Какую гипотезу проверял Л. Спалланцани в эксперименте? Какую версию происхождения жизни на Земле хотел проверить учёный в своём эксперименте?
Ответ:
1. Микроорганизмы развиваются, только если остались живые клетки (споры) или есть их доступ в среду
ИЛИ
микроорганизмы погибают только в случае длительного кипячения.
2. Гипотезу самозарождения жизни.
Номер: 918BD7
Дайте развернутый ответ.
Французский учёный Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал эту культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем учёный переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.
Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Цыплята заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько новых здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день учёный увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а цыплята, получившие её впервые, погибли.
Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
Ответ:
1. Реакцию цыплят на "ядовитый бульон"
ИЛИ
формирование устойчивости к возбудителям холеры ("ядовитому бульону") у цыплят.
2. Цыплята, предварительно получившие дозу ослабленной культуры, при повторном заражении выживают
ИЛИ
получив дозу ослабленной культуры, цыплята приобретают устойчивость к болезни
Номер: 923D50
Дайте развернутый ответ.
В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево.
Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями учёный и почему растение не сразу, но погибало.
Ответ:
Ученый нарушил транспорт углеводов и других органических веществ, необходимых для жизнедеятельности растения. Если кору на дереве по кругу перерезать до слоя древесины, то органические вещества больше не будут транспортироваться к корням, и дерево через время погибнет.
Номер: 636251
Дайте развернутый ответ.
Анна измеряла содержание калорий в различных видах круп. Для этого Анна сжигала соответствующую крупу, замеряя, насколько нагреется стакан с водой, под которым крупа сжигается, и дальше по соответствующей формуле определяла количество энергии, выделившееся при сжигании данной крупы. Оказалось, что полученные Анной значения в среднем в три раза ниже данных, которые производитель указывает на упаковке.
Какой вывод о методе измерения Анны можно сделать? Объясните, почему результаты Анны настолько ниже указываемых производителем.
Ответ:
1) исследование Анны имеет большую погрешность
ИЛИ
метод измерения очень неточный;
2) при измерении у Анны часть энергии рассеивалась (часть тепла рассеивалась), не нагревая стакан с водой
Номер: 047CA7
Дайте развернутый ответ.
Итальянским естествоиспытателем Л. Спалланцани в середине XVIII в. был проведён следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, часть из которых он ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия.
На какой вопрос пытался ответить Спалланцани, проводя свой эксперимент? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента?
Ответ:
1. Пользуются ли летучие мыши зрением при ориентировании в темноте?
2. Летучие мыши не пользуются зрением при ориентировании в темноте.
Номер: B4CCAF
Дайте развернутый ответ.
Итальянский натуралист Л. Спалланцани провёл следующий эксперимент. Он взял множество склянок с сенным отваром, часть из которых закрывал пробкой, тогда как другие запаивал на огне горелки. Одни склянки он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Л. Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких микроорганизмов нет – они появились только в тех склянках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены.
Какой вывод можно сделать из эксперимента Спалланцани? Какую версию происхождения жизни на Земле хотел проверить учёный в своём эксперименте?
Ответ:
1. Микроорганизмы развиваются, только если остались живые клетки (споры) или есть их доступ в среду
ИЛИ
микроорганизмы погибают только в случае длительного кипячения.
2. Версию самозарождения жизни.
Номер: D91AAC
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя и дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только дрожжи, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки ушастой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
Как называются взаимоотношения между этими двумя видами инфузорий? Почему выжили именно хвостатые инфузории-туфельки?
Ответ:
1) конкуренция;
2) хвостатые инфузории-туфельки лучше адаптированы к созданным в эксперименте условиям.
Номер: 6F24A3
Дайте развернутый ответ.
Лауреат Нобелевской премии по физиологии И.П. Павлов проделал следующий эксперимент, получивший в науке название «мнимое кормление». В желудке подопытной собаки учёный делал фистулу (искусственный канал из желудка наружу), а пищевод выводил на кожу шеи. После этого учёный кормил животное маленькими кусочками мяса. Проглоченные, они тотчас выпадали. Уже через 5–7 мин. после начала кормления у собаки начиналось обильное сокоотделение, которое продолжалось 2–3 ч, хотя сам процесс приёма пищи длился всего несколько минут.
Какую гипотезу пытался проверить учёный в своём опыте? Объясните наблюдаемое выделение желудочного сока с точки зрения Ваших знаний
о физиологии пищеварительной системы.
Ответ:
1. Выделение желудочного сока не связано с попаданием пищи в желудок
ИЛИ
выделение желудочного сока вызывается раздражением рецепторов во рту, а не в желудке
2. ...
Номер: 8F0CAB
Дайте развернутый ответ.
Британские учёные совместно с исследователями из Сингапура провели исследование физиологических показателей у туристов, совершающих восхождение на Эверест. Тесты проводились три раза: перед началом экспедиции в Лондоне (уровень моря), в городке Намче (3500 м над уровнем моря) и в базовом лагере на высоте 5300 м. Выяснилось, что чем больше высота, тем выше артериальное давление и частота сердечных сокращений у испытуемых.
Объясните полученные результаты с точки зрения физиологии.
Ответ:
На большой высоте воздух разряженный, из-за чего парциальное давление кислорода низкое и кровь гемоглобином насыщается хуже. При кислородном голодании увеличивается активность симпатической нервной системы. Кровеносные сосуды в организме сжимаются, в то время как сердечная мышца начинает работать быстрее.
Номер: 7470C0
Дайте развернутый ответ.
Французский учёный Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал эту культуру на специальной жидкой питательной среде. Когда микробов становилось очень много, учёный легко переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.
Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Цыплята заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько новых здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе культуры бактерий. На следующий день учёный увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а цыплята, получившие её впервые, погибли.
Что изучал Л. Пастер? Как современные учёные назвали бы ту старую (ослабленную) культуру бактерий, что получили цыплята, не погибшие от возбудителя?
Ответ:
1. Реакцию цыплят на "ядовитый бульон"
ИЛИ
формирование устойчивости к возбудителям холеры ("ядовитому бульону") у цыплят.
2. Вакцина
Номер: D1A0C3
Дайте развернутый ответ.
Учёные провели следующий эксперимент. Они выращивали томат с помощью метода гидропоники (на водном растворе минеральных веществ). Установку с растением поместили под стеклянный герметичный колпак, в котором содержалась газовая смесь с определённым количеством кислорода, углекислого газа и азота. Через месяц по окончании эксперимента оказалось, что количество азота в газовой смеси не изменилось, а количество азота в растворе в составе нитратов уменьшилось.
Какой вывод можно сделать из эксперимента? Для синтеза каких веществ растениям необходим азот?
Ответ:
1. Растения усваивают азот из почвы, а не из воздуха
ИЛИ
растения используют азот в виде нитратов, а не других соединений.
2. Аминокислоты ИЛИ белки ИЛИ азотистые основания ИЛИ нуклеиновые кислоты ИЛИ ДНК ИЛИ РНК
Номер: 8AC8C7
Дайте развернутый ответ.
Французский учёный Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал эту культуру на специальной жидкой питательной среде. Когда микробов становилось очень много, учёный легко переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.
Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Они заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько новых здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе культуры бактерий. На следующий день учёный увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а цыплята, получившие её впервые, погибли.
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Как называют современные учёные такой способ профилактики инфекционных болезней?
Ответ:
1. Цыплята, предварительно получившие дозу ослабленной культуры, при повторном заражении выживают
ИЛИ
получив дозу ослабленной культуры, цыплята приобретают устойчивость к болезни
2. Вакцинация
Номер: FA3F95
Дайте развернутый ответ.
В XVII в. итальянский учёный Ф. Реди поставил следующий опыт. Он взял кусок мяса, разрезал его на восемь частей. Четыре кусочка он поместил в сосуды и сверху обвязал их марлей. Оставшиеся кусочки были равномерно распределены по четырём сосудам, но их естествоиспытатель накрывать марлей не стал. Через несколько дней Реди обнаружил, что во второй группе сосудов появились белые «червячки» (личинки мух), а потом оттуда стали вылетать молодые мухи. А в первой группе сосудов личинки и мухи отсутствовали.
Какую гипотезу проверял Ф. Реди в своём опыте? Какой вывод он должен был сделать?
Ответ:
1. Гипотеза, что мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе.
2. Мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе.
Номер: 049598
Дайте развернутый ответ.
Китайские учёные изучали поведение мальков рыбок данио в различных условиях освещённости. Мальков помещали в аквариум, в котором раз в несколько часов включали и выключали освещение. Было обнаружено, что мальки двигаются более активно при выключенном освещении.
Какой вывод относительно активности природных врагов рыбок данио можно сделать из данного исследования? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
1) мальки рыбок данио ведут ночной образ жизни, чтобы избежать встречи с хищниками;
2) это связано с тем, что их природные враги в основном активны днём
Номер: 7C6391
Дайте развернутый ответ.
В XVIII в. французский учёный Реомюр провел следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно.
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Почему в своих экспериментах естествоиспытатель использовал только хищных птиц?
Ответ:
1. Попадая в желудок, пища изменяется, нерастворимые вещества ее превращаются в растворимые - происходит переваривание пищи.
2. Потому что только хищные птицы могут извергать обратно через рот перья, кости или какие-либо предметы, проглоченные с пищей, но оставшиеся непереваренными.
Номер: A90197
Дайте развернутый ответ.
В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево.
Что исследовал Мальпиги в своём эксперименте? Почему листва растения в течение многих дней не увядала из-за удаления коры с флоэмой?
Ответ:
1. Функции луба.
2. Листве необходима только вода с минеральными солями, а они транспортируются по древесине, которая не была повреждена.
Номер: A6729E
Дайте развернутый ответ.
Лауреат Нобелевской премии по физиологии И.П. Павлов проделал следующий эксперимент, получивший в науке название «мнимое кормление». В желудке подопытной собаки учёный делал фистулу (искусственный канал из желудка наружу), а пищевод выводил на кожу шеи. После этого учёный кормил животное маленькими кусочками мяса. Проглоченные, они тотчас выпадали. Уже через 5–7 мин. после начала кормления у собаки начиналось обильное сокоотделение, которое продолжалось 2–3 ч, хотя сам процесс приёма пищи длился всего несколько минут.
Какой вывод можно сделать из данного опыта? Почему опыт получил название «мнимого кормления»?
Ответ:
1) выделение желудочного сока не связано с попаданием пищи в желудок
ИЛИ
выделение желудочного сока вызывается раздражением рецепторов во рту, а не в желудке;
2) Потому что проглоченная собакой пища не попадала в желудок и не подвергалась расщеплению и усвоению.
Номер: 6E529E
Дайте развернутый ответ.
В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный изучал взаимоотношения инфузории туфельки ушастой и инфузории бурсарии. Несмотря на пищевую конкуренцию, оба вида были способны к длительному совместному существованию, хотя численность каждого из них была ниже, чем при раздельном содержании. Так, выяснилось, что туфельки ушастые держались в толще воды, в то время как бурсарии – около дна. Кроме того, бурсария охотнее поедала дрожжи, а туфелька ушастая – бактерии.
Почему численность видов была ниже, чем при раздельном содержании? Почему выжили оба вида?
Ответ:
1) при раздельном содержании на каждый вид приходилось больше пространства, а при совместном содержании они конкурировали за этот ресурс;
2) выжили оба вида, потому что они занимали разную территорию (туфельки ушастые держались в толще воды, а бурсарии – около дна)
ИЛИ
потому что они питались различными организмами (туфелька ушастая – бактериями, а бурсария – дрожжами)
Номер: F0CEE1
Дайте развернутый ответ.
Канадские учёные исследовали влияние мутации в гене CD24 у мышей на развитие жировой ткани и липидный обмен. Выяснилось, что при одинаковом режиме питания у мутантных мышей процентное содержание жировой ткани в организме ниже, чем в норме, и при этом понижена концентрация гормона лептина в крови (лептин секретируется жировыми клетками и вызывает ощущение сытости).
Какой вывод о влиянии исследуемой мутации на развитие жировой ткани можно сделать из этого исследования? Объясните, почему у мутантных мышей понижен уровень лептина.
Ответ:
1. Жировая кань у мутантных мышей развивается хуже, чем у нормальных (мутация замедляет развитие жировой ткани)
2. Лептин секретируется жировыми клетками, а у мутантных мышей их меньше.
Номер: DCF6EC
Дайте развернутый ответ.
В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево.
Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями учёный и почему вытекающая жидкость была сладкой на вкус.
Ответ:
Одной из главных функций, которые выполняет луб, является флоэмный транспорт сока. Этот сок является раствором углеводов, в том числе сахарозы. Из-за ее наличия жидкость была сладкой на вкус.
Номер: 5C74E9
Дайте развернутый ответ.
Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещённости. Для этого она помещала водное растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшееся на срезе стебля элодеи, за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света.
Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещённостью? Как Вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться, начиная с расстояния в 15 см?
Ответ:
1) с увеличением освещённости скорость фотосинтеза растёт до определённого предела, после которого остаётся
постоянной;
2) при освещённости большей, чем лампой с расстояния в 15 см, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться
другими факторами (скорость фотосинтеза достигла максимума)
Номер: A8A7EB
Дайте развернутый ответ.
Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Что исследовали учёные в своих экспериментах? Какие выводы они могли сделать по их результатам?
Ответ:
1) влияние зрения и слуха на ориентирование летучих мышей в темноте
2) во время полета в темноте летучие мыши пользуются слухом, а не зрением;
Номер: 9441E3
Дайте развернутый ответ.
В XVIII в. французский учёный Реомюр провел следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно.
Какой процесс исследовал учёный в своих экспериментах? Какой вывод можно сделать по их результатам?
Ответ:
1. Процесс пищеварения у хищных птиц.
2. У хищных птиц мясо переваривается пищеварительными соками (желудочным соком)
ИЛИ
на переваривание мяса птица тратит примерно одни сутки.
Номер: 6C52E8
Дайте развернутый ответ.
В XVII в. итальянский учёный Ф. Реди поставил следующий опыт. Он взял кусок мяса, разрезал его на восемь частей. Четыре кусочка он поместил в сосуды и сверху обвязал их марлей. Оставшиеся кусочки были равномерно распределены по четырём сосудам, но их естествоиспытатель накрывать марлей не стал. Через несколько дней Реди обнаружил, что во второй группе сосудов появились белые «червячки» (личинки мух), а потом оттуда стали вылетать молодые мухи. А в первой группе сосудов личинки и мухи отсутствовали.
Какую гипотезу проверял Ф. Реди в своём опыте? Как Вы думаете, осталось ли мясо свежим в сосудах, в которых не завелись мухи?
Ответ:
1. Мухи не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе.
2. Нет, мясо в них сгнило (из-за деятельности микроорганизмов)
Номер: 57A864
Дайте развернутый ответ.
Китайские учёные изучали влияние вещества трифенилфосфата (ТФФ) на организм мальков рыбок данио. В воду в аквариуме добавляли ТФФ в разных концентрациях, определяли жизненные показатели вылупившихся мальков и наблюдали за их развитием. Оказалось, что чем выше концентрация ТФФ в воде, тем ниже частота сердечных сокращений у мальков рыбок, тем больше мальков вылупляется с пороками развития и тем меньшую массу имеют вылупившиеся мальки.
Какой вывод относительно влияния ТФФ на физиологию мальков можно сделать из данного исследования? Как Вы считаете, что использовалось в качестве контроля в эксперименте?
Ответ:
1) ТФФ угнетает сердечную деятельность и вызывает пороки развития, замедляет рост (набор массы);
2) в качестве контроля необходимо использовать чистую воду (мальков тех же видов, которые вылупились и развивались в чистой воде)
Номер: 413533
Дайте развернутый ответ.
Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л – уменьшилась.
Какой эффект используется в данном опыте для определения концентрации сахарозы в клубне картофеля? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,4 и 0,5 моль/л масса кусочков уменьшилась.
Ответ:
1) явление осмоса;
2) концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клубне, и вода выходит из клубня в раствор (при помощи осмоса), понижая массу клубня
Номер: 4B3E8F
Дайте развернутый ответ.
Анастасия изучала скорость уменьшения концентрации витамина С в апельсинах в зависимости от условий хранения. Она поместила 10 свежесорванных апельсинов в холодильник и раз в две недели доставала два из них. Из апельсинов Анастасия выжимала сок и измеряла концентрацию витамина С. При каждом следующем выделении витамина С в соке оказывалось примерно на 10% меньше, чем в предыдущем образце.
Какой вывод относительно содержания витамина С в апельсинах при длительном хранении можно сделать? Насколько уменьшится содержание витамина С в апельсинах в магазине, если они поступают на прилавок через два месяца после того, как их сорвали?
Ответ:
1) содержание витамина С при длительном хранении уменьшается
2) 4 месяца - это 8 недель, 4 раза минус 10%,
100-10=90 останется после 2х недель
90-9=81 - после 4-х
81-8,1=72,9 - после 6
72,9-7,29=65,61 - после 8
100-65,61=34,39
значит за 8 недель содержание витамина С уменьшится примерно на 34%.
Номер: 17648E