Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1 На рисунке отображены изменения, произошедшие с растением в ходе
эксперимента по его перемещению из холодного помещения в тёплое.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный опыт?
Ответ:
Раздражимость, движение
2 Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) серая жаба
Б) трутовик окаймлённый
В) дуб черешчатый
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
АБВГ
3241
3 Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Воробьинообразные
2) род Вороны
3) вид Серая ворона
4) класс Птицы
5) тип Хордовые
Ответ:
54123
4 Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).
Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме
1) с повышением температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 31-33ºС.
4) с повышением температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при температуре в интервале 37–39 ºС
Ответ:
45 <или > 54
5 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
Ответ:
531264
6 Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображённого на рисунке?
1) влажность кожи
2) уровень глюкозы в крови
3) насыщение крови кислородом
4) плотность ногтевой пластины
Ответ:
3
7 Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.
Ответ:
123 <или любая другая последовательность этих цифр>
8 Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Структура клетки Процесс
Аппарат Гольджи Упаковка и сортировка молекул
… Синтез АТФ
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лизосома
2) вакуоль
3) митохондрия
4) клеточный центр
Ответ:
3
9 Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) приспособления к разным видам опыления
2) размножение спорами
3) двойное оплодотворение
4) наличие ризоидов
5) наличие цветков и плодов
6) внешнее оплодотворение
Ответ:
135
10 Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
Перечень слов:
1) клонирование
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета
А Б В Г
Ответ:
3568
11 Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные, как правило, поглощают только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове животных располагаются простые и сложные глаза.
КЛАССЫ
1) 1
2) 2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е
Ответ:
121221
12 Верны ли следующие суждения о грибах?
А. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
Б. Грибы питаются только готовыми органическими веществами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
13 Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам американский кёрл.
Породу отличает многообразие окрасов короткошерстных и длинношерстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.
1) соответствует
2) не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
24341
14 Под каким номером изображён головной мозг человека?
Ответ:
2
15 Эритроциты могут переносить кислород и углекислый газ, так как в их цитоплазме содержится
1) инсулин
2) гемоглобин
3) холестерин
4) фибрин
Ответ:
2
16 Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета руки человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) лучевая кость
2) локтевая кость
3) малоберцовая кость
4) кость предплечья
5) ключица
6) лопатка
Ответ:
156
17 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что характерно для гуморальной регуляции?
1) передача сигнала через жидкие среды организма
2) включается медленно и действует долго
3) сигналом является нервный импульс
4) сигналом является химическое вещество
5) сигнал распространяется по рефлекторным дугам
6) включается быстро и действует коротко
Ответ:
124
18 Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) завершается переваривание белков, углеводов и липидов
Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу
В) содержит ворсинки
Г) расщепляется клетчатка
Д) формируются каловые массы
ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА
1) толстый
2) тонкий
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
22211
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.
19 Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.
Список характеристик:
1) продуцент
2) листовой вредитель
3) пищевой конкурент синицы
4) консумент первого и второго порядков
5) консумент третьего порядка
6) способствует распространению плодов и семян
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Ответ:
346
20 Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
___ → ___ → ___→ ___
Ответ:
РОГВ ИЛИ РОЕЛ
21 Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность лягушек Численность лисиц
Ответ:
31
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
22 Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?
Ответ:
25. 1) класс: Брюхоногие;
2) цель: очистка стенок аквариума
ИЛИ
очистка поверхности растений
ИЛИ
ликвидация остатков корма рыбок
23 Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй – контрольной – давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
Ответ:
1) живые бактерии вызывают изменения клеток печени у мышей;
2) если бы в контроле использовалась вода, то было бы непонятно, что вызывает эти изменения: сами клетки или продукты их жизнедеятельности.
ИЛИ
чтобы установить истинную причину изменения клеток печени: изменения могут вызываться не самими бактериями, а продуктами их жизнедеятельности, и чтобы это исключить, учёным следовало использовать убитых бактерий
Прочитайте текст и выполните задание 24.
ЛИСТОПАД
В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.
Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.
Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи фонарей, освещающих улицы, листопад начинается несколько позже.
24 Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1. Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?
2. Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.
3. Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?
Ответ:
1) поступление снижается, испарение практически не снижается (не изменяется);
2) приведён один из примеров: отводят ненужные вещества; защищают корни и семена от промерзания; питают грунт органическими веществами;
3) в тропическом климате нет зимы и у деревьев нет изменения баланса влаги и опасности налипания снега.
25 Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
Составные Плазма Первичная Вторичная
вещества крови моча моча
Белки,
жиры,
гликоген 7–9 Отсутствуют Отсутствуют
Глюкоза 0,1 0,1 Отсутствует
Натрий
(в составе
солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор
(в составе
солей) 0,37 0,37 0,7
Калий
(в составе
солей)
0,02 0,02 0,15
Мочевина 0,03 0,03 2,0
Мочевая
кислота 0,004 0,004 0,05
1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Ответ:
1) натрия (натрия в составе солей);
2) глюкоза;
3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности Энергетические затраты
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч;
волейбол любительский; стрельба из лука; гребля
народная 4,5 ккал/мин.
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч;
настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин.
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на
велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда –
быстрая рысь 6,5 ккал/мин.
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на
велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования;
большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с
горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин.
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный
спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;
футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин.
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания
Блюда Белки (г) Жиры(г) Углеводы(г) Энергетическая ценность (ккал)
Борщ сибирский 4 17 7 200
Лапша куриная 12 4 20 165
Сосиски (2 шт.)
с гречневой кашей
16 28 36 470
Плов с курицей 14 18 36 360
Омлет с ветчиной 21 14 35 350
Салат «Цезарь» 14 12 15 250
Салат овощной 3 0 10 60
Салат мясной 6 23 10 285
Морс клюквенный 0 0 24 100
Апельсиновый сок 2 0 35 225
Яблочный сок 0 0 19 84
Чай сладкий 0 0 14 68
26 Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
1) Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
2) Насколько заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки (в %)?
3) Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?
Ответ:
1) энергозатраты во время тренировки – 900 ккал;
2) на 100,3% (100%);
3) высокий уровень холестерина в крови увеличивает риск атеросклероза и заболеваний сердца.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 3 и 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.
Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Часть 1. Ответы к заданиям
Номер Правильный
задания ответ
1 Раздражимость, движение
2 3241
3 54123
4 45
5 531264
6 3
7 123
8 3
9 135
10 3568
11 121221
12 3
13 24341
14 2
15 2
16 156
17 124
18 22211
19 346
20 РОГВ ИЛИ РОЕЛ
21 31
Часть 2
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
22.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) класс: Брюхоногие;
2) цель: очистка стенок аквариума
ИЛИ
очистка поверхности растений
ИЛИ
ликвидация остатков корма рыбок
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 2
23.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) живые бактерии вызывают изменения клеток печени у мышей;
2) если бы в контроле использовалась вода, то было бы непонятно, что вызывает эти изменения: сами клетки или продукты их жизнедеятельности.
ИЛИ
чтобы установить истинную причину изменения клеток печени: изменения могут вызываться не самими бактериями, а продуктами их жизнедеятельности, и чтобы это исключить, учёным следовало использовать убитых бактерий
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 2
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) поступление снижается, испарение практически не снижается (не изменяется);
2) приведён один из примеров: отводят ненужные вещества; защищают корни и семена от промерзания; питают грунт органическими веществами;
3) в тропическом климате нет зимы и у деревьев нет изменения баланса влаги и опасности налипания снега
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3
25.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) натрия (натрия в составе солей);
2) глюкоза;
3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 3
26.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) энергозатраты во время тренировки – 900 ккал;
2) на 100,3% (100%);
3) высокий уровень холестерина в крови увеличивает риск атеросклероза и заболеваний сердца
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3
Итого, в 1-й части 21 задание с кратким ответом, можно получить 35 первичных баллов.
Во 2-й части 5 заданий с развернутым ответом, можно получить 13 баллов.
Всего 26 заданий и максимум можно набрать 48 баллов.
Перевод баллов ОГЭ в оценку
Оценка 2 - 0-12 баллов
Оценка 3 - 13-25 баллов
Оценка 4 - 26-37 баллов
Оценка 5 - 38-48 баллов
Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 34 балла.