Часть 1

Тестовая часть была стандартного уровня, но всё же в ней появились несколько новых суждений, которые ранее не встречались на ЕГЭ и в материалах ФИПИ. К примеру:

👩🏻‍⚖ Разбирательство уголовных дел не допускается по аналогии

Это верное суждение, в РФ при разбирательстве уголовных дел аналогия не используется, так как применяется только УК РФ. Более того, в УК РФ указано, что, если норма отсутствует в законе, то человек не подлежит наказанию (Статья 3 УК РФ).

Тексты были посвящены конкуренции, браку, защите прав собственников, социальным группам, политической рекламе, культуре, социальным нормам, факторам экономического роста и др.

👉 В 18 задании встретились следующие термины:
преступление как деяние
• социальная группа
• обыкновенная акция
• отличия обыкновенной акции от облигации
• дееспособность
• ВВП
• заработная плата
• гражданское общество
• отрасль права
• познавательная деятельность
• правовая норма
• наука как способ познания
• политическая партия и др.

Из интересного: в одном варианте просили назвать 2 отличия обыкновенной акции от облигации, а в другом — 3 признака обыкновенной акции, хотя на ЕГЭ 2023 просили назвать всего 2 признака этого понятия.

👉 Вот несколько интересных 19 заданий:
• три примера осуществления правового контроля над экономической деятельностью в РФ
• три примера про то, что фирма нередко, помимо своей основной деятельности, занимается дополнительными видами деятельности
• три примера, когда знания социологии востребованы: 1) в бизнесе; 2) деятельности политической организации; 3) деятельности правоохранительных органов.

👉 20 задания:
• Наряду с развитием культуры видоизменяются и социальные нормы (аргументы «за» и «против»)
• Социологическое знание отделено от социальных ценностей;
• Способы преодоления отчуждения власти от общества;
• Частное и публичное право работают в комплексе при регулировании семейных отношений.

👉 21 и 22 задания не удивили чем-то новым, в них были достаточно стандартные вопросы и формулировки.

👉 В 23 задании было несколько интересных формулировок, но которые уже встречались в различных материалах ФИПИ ранее:
• права и свободы человека, присущие ему от рождения, вытекают из естественного статуса человека, как такового
• человек может быть субъектом политической деятельности
• условия для удовлетворения потребности человека в личной безопасности и защищенности и др.

Часть 2

👉 В 24 задании (план) можно было встретить следующие темы:
• Домохозяйство как основной субъект потребления в экономике
• Домохозяйство на финансовом рынке
• Познавательная деятельность.
• Социальный контроль
• Уголовное судопроизводство в Российской Федерации
• Деятельность коммерческих банков
• Судебное разрешение гражданских споров в РФ
• Избирательная система в демократическом государстве
• Инфляция как макроэкономический показатель
• Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ
• Искусство как форма духовной культуры и социальный институт и др.

Больше всего сложностей вызвали планы «Домохозяйство как основной субъект потребления в экономике» и «Домохозяйство на финансовом рынке». Вероятнее всего, составители хотели увидеть здесь пункты по теме «Семейная экономика», «Семейный бюджет», а во втором случае ещё и про кредитование и сбережения физических лиц (семей).

👉 В 25 задании снова были вопросы про деятелей наук, искусства (современного и просто отечественного), меры антиинфляционной политики в РФ, а также было много по экономике. Из нового — задания про органы, в которые можно обратиться в различных случаях.

Несколько интересных заданий:
1) Обоснуйте важность деятельности коммерческих банков в условиях рыночной экономики.
2) Какие три организации (кроме коммерческих банков) называют финансовыми посредниками?
3) Проиллюстрируйте примерами действие организаций, указанных в пункте 2, на территории РФ.

1) Обоснуйте значимость гражданского судопроизводства для укрепления законности и правопорядка в РФ.
2) Назовите любые три права/свободы/законных интереса, которые могут быть защищены в рамках гражданского судопроизводства.
3) Проиллюстрируйте примером нарушение каждого из прав (свобод/законных интересов), указанных в пункте 2.

1) Обоснуйте важность рационального потребления домохозяйств.
2) Назовите три органа государственной власти, защищающих права потребителя;
3) Проиллюстрируйте примерами защиту прав потребителей каждым из органов, упомянутых в пункте 2.

1) Обоснуйте высокую значимость правомерного поведения для стабильности общества.
2) Назовите любые три конституционных права, обеспечивающих гуманность уголовного судопроизводства.
3) Приведите примеры реализации прав, указанных в п.2, в Российской Федерации.

Были также и другие более стандартные темы. Можете поделиться своими вариантами заданий в комментариях. Поздравляем каждого, кто справился с этим непростым испытанием. Вы молодцы! ❤