Страница 34

1. 1) Сравни с помощь циркуля звенья ломаной и отложенные на прямой отрезки с такими же номерами:
   2) Узнай длину этой ломаной разными способами.

1) Поставим один конец циркуля в первую точку отрезка 1 ломаной, а второй конец − во вторую точку. Не двигая ножки циркуля, перенесем один его конец к первой точке отрезка 1, отложенного на отрезке, а второй конец расположим справа от первого. Второй конец совпадает со второй точкой отрезка 1. Это значит, что отрезок 1 ломаной и отрезок 1, отложенный на отрезке , равны.
По аналогии проделаем тоже самое с остальными отрезками.
Поставим один конец циркуля в первую точку отрезка 2 ломаной, а второй конец − во вторую точку. Не двигая ножки циркуля, перенесем один его конец к первой точке отрезка 2, отложенного на отрезке, а второй конец расположим справа от первого. Второй конец совпадает со второй точкой отрезка 2. Это значит, что отрезок 2 ломаной и отрезок 2, отложенный на отрезке, равны.
Поставим один конец циркуля в первую точку отрезка 3 ломаной, а второй конец − во вторую точку. Не двигая ножки циркуля, перенесем один его конец к первой точке отрезка 3, отложенного на отрезке, а второй конец расположим справа от первого. Второй конец совпадает со второй точкой отрезка 3. Это значит, что отрезок 3 ломаной и отрезок 3, отложенный на отрезке, равны.
Таким образом звенья ломаной и отложенные на прямой отрезки с такими же номерами равны.

2. Способ 1.
Надо измерить длину каждого звена ломаной и сложить результаты:
2 + 3 + 3 = 5 + 3 = (см)

Способ 2.
Так как звенья и отложенные на прямой отрезки с такими же номерами равны, то длина ломаной равна длине отрезка. Нужно измерить длину отрезка, это и будет длина ломаной: длина отрезка и длина ломаной равна 8 см.

2. Прочитай и вычисли.

Из 17 вычесть разницу чисел 10 и 3:
17 − (10 − 3) = 17 − 7 = 10

Из 10 вычесть сумму чисел 3 и 6:
10 − (3 + 6) = 10 − 9 = 1

Из 13 вычесть сумму чисел 2 и 8:
13 − (2 + 8) = 13 − 10 = 3

3. Когда в сумку с капустой добавили еще кочан массой 3 кг, в сумке стало 12 кг капусты. Сколько килограммов было в сумке до того, как положили этот кочан?

12 − 3 = 9 (кг) − капусты было в сумке до того, как положили этот кочан.
Ответ: 9 кг.

4. Составь по краткой записи задачу и реши ее.
1)
Было − ?
Съели − 6 шт.
Осталось − 8 шт.
2)
Было − 11 кг
Съели − ?
Осталось − 8 кг

1) Дети съели за обедом 6 пирожков. Сколько пирожков было до обеда, если 8 пирожков осталось?
6 + 8 = 14 (п.) − было до обеда.
Ответ: 14 пирожков.

2) В детском лагере сварили 11 кг каши. Сколько каши дети съели за завтраком, если 8 кг каши осталось?
11 − 8 = 3 (кг) − каши съели.
Ответ: 3 кг каши.

5.

9 + 2 − 6 = 11 − 6 = 5
9 + 3 − 6 = 12 − 6 = 6
16 − 6 + 1 = 10 + 1 = 11
16 − 7 + 1 = 9 + 1 = 10
8 + 6 = 14
80 + 6 = 86
9 + 8 = 17
90 + 8 = 98

6. 

17 − 8 < 10
9 < 10

5 = 12 − 7
5 = 5

20 > 9 + 9
20 > 18

20 = 10 + 10
20 = 20

7. Из числа 13 вычти разность чисел 11 и 8. К сумме чисел 8 и 6 прибавь число 1. К числу 7 прибавь разность чисел 15 и 9.

13 − (11 − 8) = 13 − 3 = 10
(8 + 6) + 1 = 14 + 1 = 15
7 + (15 − 9) = 7 + 6 = 13

Задание на полях:

8, 11, 5 12, 2, 11