Ответы к странице 119. М. Зощенко. Золотые слова

1. От чьего имени ведётся рассказ?

Ответ:

Рассказ "Золотые слова" его автор, писатель Михаил Зощенко, написал от первого лица. Ведь рассказ этот является автобиографическим, а мальчик Минька в нем − это сам будущий писатель.

2. Какие эпизоды рассказа заставили тебя улыбнуться? Перечитай их. Запиши слова и выражения, которые делают текст смешным, в «Рабочую тетрадь»

Ответ:

Мне понравились эпизоды: про пожарного, угоревшего на пожаре, и про масло, упавшее в чай.
"Но потом вот что произошло на одном ужине. Папин начальник начал рассказывать какую−то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня. Нет, возможно, что это был факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не особенно понравился."
"Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай. ... Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток. Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться."
Слова и выражения, которые делают текст смешным:
1. "Тараторила без конца"
2. "гости видят такой наш ум и такое наше развитие"
3. "И Лёля сидела как на иголках."
4. "мама на неё шикнула"
5. "И вот я теперь потерял нить моего рассказа."
6. "Они бредят. И говорят, сами не зная что."
7. "Они мне буквально пикнуть не дают"
8. "Они меня забивают до того, что пища на ум не идёт."
9. "Вытаращенными глазами я смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай."
10. "глотнёт эту бурду,"
11. "эти дети доведут меня до сумасшествия"

3. Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их понимаете? Обсудите с другом.

Ответ:

Папа назвал золотыми словами свой совет всё делать с учётом изменившейся обстановки. Это значит, что любой приказ, любая инструкция или указание могут быть нарушены, если события развиваются не так, как это было предусмотрено.

4. Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чём она заключается? Только ли о вежливости и хорошем поведении здесь идёт речь?

Ответ:

Название рассказа не помогает понять основную мысль произведения. Из него мы узнаём лишь тему, о чём будет рассказ. К какому выводу он приведёт читателя из названия не ясно.
Название говорит о том, что в рассказе будут фигурировать золотые слова, некий важный совет, которому нужно следовать.

5. Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?

Ответ:

Автор пользовался золотыми словами отца, когда стал взрослым. Он учился писать у великих мастеров прошлого и ему хотелось им подражать. Но он понял, что обстановка изменилась, и писать, как писали в прошлом, уже нельзя. Такие произведения никто не станет читать.
Поэтому М.Зощенко нашёл свой стиль, добился признания и любви читателя и был счастлив.

6. Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясни почему.

Ответ:

Это несомненно юмористический рассказ, но с наставлениями. В нём описан смешной случай из жизни, он короткий, он заставляет нас смеяться. Это основные признаки юмористического рассказа.

7. Прочитайте по ролям понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

Ответ:

Выберем для прочтения эпизод с пожарным.
"Но потом вот что произошло на одном ужине. Папин начальник начал рассказывать какую−то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня. Нет, возможно, что это был факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не особенно понравился.
И Лёля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть. Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно.
И Лёля не могла более терпеть.Махнув рукой в его сторону, она сказала:
— Это что! Вот у нас во дворе одна девочка… —
Лёля не закончила свою мысль, потому что мама на неё шикнула. И папа на неё строго посмотрел.
Папин начальник покраснел. Ему неприятно стало, что про его рассказ Лёля сказала «это что».
Обратившись к нашим родителям, он сказал:
— Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?
Лёля, желая загладить происшествие, сказала:
— Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что−нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал, наверное, без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…"
Лёля очень бойкая и разговорчивая девочка. Она говорит торопливо, смело, громко. Когда её одёрнули, она обиделась и стала говорить себе под нос.
Начальник солидный и немолодой. Он говорит спокойно, со значением, он уверен в своей правоте. Он не повышает голоса, говорит неторопливо. Когда дети вывели его из себя, начальник повысил голос и заговорил гневно.
Минька ещё мал, наивен, но не хочет скандала и желает всех примирить. Он пытается говорить убедительно, в среднем темпе.
Папа в семье большой авторитет. Он говорит уверенно, спокойно, не тихо и не громко. Он строг и его боятся дети.

8. Выбери одну из комичеcких ситуаций рассказа. Перечитай её. Перескажи по плану.

Ответ:

План комической ситуации:
1. Через два месяца их все−таки приглашают за общий стол.
2. Минька не может намазать масло − оно как каменное.
3. Он решил погреть масло над чаем папиного начальника.
4. Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить.
5. Преступление детей − видели, что масло упало, но ничего не сказали.
1. А спустя два месяца мы с Лёлей стали уговаривать нашего отца, чтоб он нам снова разрешил ужинать со взрослыми. И он разрешил.
2. Я взял булку и отрезал кусочек масла. А масло было совершенно замёрзшее — его только что вынули из−за окна. Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удалось сделать. Оно было как каменное.
3. Я стал греть это масло над стаканом папиного начальника, с которым сидел рядом. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.
Вытаращенными глазами я смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай. Только одна Лёля увидела, что случилось. Она стала хихикать, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. Но она ещё больше засмеялась, когда папин начальник, что−то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай. Чай был похож на куриный бульон.
4. Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток. Он стал кашлять и плеваться.
Наши родители спросили его:
— Что с вами произошло?
Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.
5.Один из гостей сказал:
— Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее, они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.

9. Вспомни эпизод с чаем. Перескажи его от лица начальника. Используй слова из текста.

Ответ:

Пересказать рассказ Зощенко "Золотые слова" от лица папиного начальника можно так:
Я люблю ходить в гости, и довольно часто меня приглашает на ужин мой сотрудник. В тот раз я даже не подозревал, что настроение мое будет испорчено детьми хозяина дома.
Мы мило сидели за столом, и я делился воспоминаниями о случае, который некогда произошел со мной. Однажды мне довелось спасти пожарного, который угорел при пожаре. Вдруг мой рассказ был прерван девочкой Лёлей, которая перебила меня и стала что−то тарахтеть про девочку из её двора.
Мама остановила дочь, да и отец внушительно посмотрел на неё, но меня возмутило её поведение. Я высказал родителям свое возмущение, и заявил, что напрасно дети присутствуют за столом вместе со взрослыми. А затем я хотел было продолжить рассказ, но Лёля вновь вмешалась и усомнилась в том, что пожарный мог произносить слова.
Я рассердился, а в это время её братишка Минька стал дополнять речь сестры ненужными подробностями. Тогда я не выдержал и объявил родителям, что их дети плохо воспитаны и не умеют себя вести в обществе. А тут еще Лёля подлила масла в огонь, заявив, что на сердитых воду возят. Я вспыхнул и заявил хозяину дома, что из−за поведения детей мне не хочется приходить к ним в гости.
После этого сотрудник отправил своих несносных детей в комнату и запретил им участвовать во взрослых посиделках в течение двух месяцев. Через два месяца я снова увидел Лёлю и Миньку за общим столом. Но сначала ничего не предвещало осложнений – дети мирно ели и не вступали в разговоры.
Мы мило беседовали, а затем я решил испить чай, но вместо чая я отхлебнул отвратительный напиток, от которого я даже закашлялся. Хозяева бросились ко мне и стали спрашивать о случившемся, а я указал на стакан, поскольку не мог вымолвить ни слова. В ситуации разобралась хозяйка, которая выяснила, что в чае оказалось растопленное сливочное масло.
Родители заподозрили детей в проделке и заставили их сказать правду. Тогда Лёля сказала, что Минька случайно уронил масло в мой чай, поскольку решил его согреть, а оно неожиданно соскользнуло. Дети рассмеялись, а другие гости на всякий случай рассмотрели свои стаканы.
Я заявил, что хорошо, что мне не подложили в чай деготь – дело обошлось всего лишь маслом. А потом я добавил, что эти дети сведут меня с ума, после чего спросил у них, почему они меня не предупредили о происшествии.
Оказалось, что отец запретил детям говорить, поэтому они боялись произнести хотя бы слово. Сотруднику пришлось оправдываться за поведение детей, и он пытался смягчить ситуацию, пояснив, что дети просто глупые. А затем он им растолковал, что действовать надо, исходя из складывающихся обстоятельств, а слепо выполнять приказы нельзя.
Все гости засмеялись, а я понял, что дети виноваты лишь в том, что пока еще глупы. Надеюсь, что вскоре они научатся уважительно относиться к старшим и не будут воспринимать приказы родителей буквально.