Ответы к странице 35

Упражнение 43. Сделайте звуко-буквенный анализ приведённых ниже слов.
Ярмарка, люлька, калач, поют, ель.

В 2019 году многие авторы учебников пересмотрели оформление звуко-буквенного (фонетического) разбора слов. На наш взгляд, оформление изменилось не в лучшую сторону, думаем, все учителя будут всё же придерживаться старого оформления, поэтому даем именно его. Если с вас требуют оформлять по новому, нет ничего сложного, лишнее убираем, дописываем у каждого звука "обозначен буквой..." Пример оформления на странице 34 в учебнике.

ярмарка [й’а́рмарка] 3 слога
я [й’] — согласный, непарный мягкий, непарный звонкий
   [а́] — гласный, ударный
р [р] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
м [м] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
а [а] — гласный, безударный
р [р] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
к [к] — согласный, парный твердый, парный глухой
а [а] — гласный, безударный
7 букв, 8 звуков

люлька [л’у́л’ка] 2 слога
л [л’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкий
ю [у́] — гласный, ударный
л [л’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкий
ь [—]
к [к] — согласный, парный твердый, парный глухой
а [а] — гласный, безударный
6 букв, 5 звуков

калач [кала́ч’] 2 слога
к [к] — согласный, парный твердый, парный глухой
а [а] — гласный, безударный
л [л] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
а [а́] — гласный, ударный
ч [ч’] — согласный, непарный мягкий, непарный глухой
5 букв, 5 звуков

поют [пай’ут] 2 слога
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
о — [а] — гласный, безударный
ю — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    — [у] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
4 буквы, 5 звуков

ель [й’эл] - 1 слог
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный,
    — [э] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь — не обозначает звука
3 буквы, 3 звука.

Упражнение 44. Спишите слова. Все ли буквы согласных звуков в конце слова нуждаются в проверке?
Подчеркните буквы парных по звонкости-глухости согласных в конце слова двумя чертами, непарных — одной чертой.

Адрес, вдруг, ветер, обед, вагон, жираф, нрав, грамм, пенал, жёлтый, почёт, труд, ткач, чтец,  край.

Упражнение 45. Запишите предложения. Выделенные слова разделите  для переноса, где это возможно. 

   Летом Валя и Ира жили в деревне у тёти Нины. Когда наступил июль, к ним приехали двоюродные сестры Мила и Марина. Девочки весело провели школьные каникулы. 

Определите, какими буквами передана на письме мягкость согласных звуков.

  Летом Валя и Ира жили в деревне у тёти Нины. Когда на-сту-пил июль, к ним при-еха-ли двою-род-ные сестры Мила и Марина. Де-воч-ки весело провели школь-ные каникулы.

Мягкость согласных передана буквами е, я, и, ю, ь.

Упражнение 46. Прочитайте высказывание К. Паустовского о звучании русской речи. Спишите его слова, объясните правописание выделенных букв.

Слова то шелестя́т (ше́лест), как трава́ (тра́вы), то бормочут, как родники́ (ро́дина), то пересвистываются, как птицы, то позванивают (приставка по-), как первый лёд (льды).

Упражнение 47. Запишите стихотворение по памяти. Какие орфограммы встретились в тексте?

Уже трава желтеет в поле,
Листья подают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!

Трава-травы, желтеет-жёлтый, птички, щебетуньи-щебет, улетят-полёт, края-край.