Стр. 64

Упражнение 99. Прочитайте текст. Прислушайтесь к звучанию слов.

   В русскомприл. языке немало слов, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действиясущ. или предметысущ.: шуршатьгл., шипетьгл., жужжать, чирикать, ворковать, барабансущ., мяуканьесущ., грохот. Такие слова помогают ярко, выразительно передать мысльсущ..
   Подумайте, что передаютгл. звукисущ. в таких скороговорках и предложениях: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша»; «Жужжит жужелица, жужжит, кружится».

Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
Найдите в тексте и выпишите две скороговорки, подчеркните буквы повторяющихся звуков. Научитесь произносить эти скороговорки чётко и быстро.

От топота копыт пыль по полю летит. Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша. Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

Упражнение 100. Прочитайте стихи А. Усачёва.

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.

Использует ли поэт звуковые повторы? (да) Что они помогают изобразить? (шорохи, шуршание) Выпишите «шуршащие» слова. Попробуйте сами вспомнить такие слова, составить и записать с ними предложения.

Шуршат, шуршит, камыш, мышь, спешит.

Ночью на улице тишь. Широкие штаны шуршат. Мышата слышат каждый шорох.