Стр. 64
Упражнение 99. Прочитайте текст. Прислушайтесь к звучанию слов.
В русскомприл. языке немало слов, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действиясущ. или предметысущ.: шуршатьгл., шипетьгл., жужжать, чирикать, ворковать, барабансущ., мяуканьесущ., грохот. Такие слова помогают ярко, выразительно передать мысльсущ..
Подумайте, что передаютгл. звукисущ. в таких скороговорках и предложениях: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша»; «Жужжит жужелица, жужжит, кружится».
Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
Найдите в тексте и выпишите две скороговорки, подчеркните буквы повторяющихся звуков. Научитесь произносить эти скороговорки чётко и быстро.
От топота копыт пыль по полю летит. Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша. Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
Упражнение 100. Прочитайте стихи А. Усачёва.
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
Использует ли поэт звуковые повторы? (да) Что они помогают изобразить? (шорохи, шуршание) Выпишите «шуршащие» слова. Попробуйте сами вспомнить такие слова, составить и записать с ними предложения.
Шуршат, шуршит, камыш, мышь, спешит.
Ночью на улице тишь. Широкие штаны шуршат. Мышата слышат каждый шорох.