16. Знаете ли вы, что скороговорки помогают научиться чётко произносить звуки в словах? Обычно такие звуки много раз повторяются в одной и той же скороговорке. Подчеркните буквы тех звуков, которые чаще всего повторяются в данных скороговорках. Обозначьте орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите в скобках, где это возможно, проверочные слова.
От топота (топочет) копыт пыль по полю летит (полёт).
Летят три пичужки через три пустых избушки (избушечка).
У свинки — щетинки (щётка), у щучки ( щу, чк ) — чешуйки.
Жутко жуку жить ( жи ) на суку.
У пеньков (пень) опять пять опят.
Запишите две-три скороговорки по памяти. Проверьте друг друга.
От топота копыт пыль по полю летит.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
17. Понаблюдайте за произношением согласных звуков в данных словах. Обратите внимание, что в устной речи буквосочетание жж звучит как долгий звук [ж]. Как может произноситься буквосочетание чн?
1. [ж]: жужжать, можжевельник.
2. [шн]: скучно, нарочно, конечно, яичница.
3. [ч’н]: столичный (город), конечная (остановка), публичная (библиотека).
Спишите слова, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Запомните произношение этих слов.
Скучно, нарочно, конечно, яичница.