Ответы к странице 34

Задание №•

Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.
Берестяные тетрадки маленького новгородца Онфима исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки.
ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков

Ответ:

   Древний Новгород был одним из самых просвещённых городов Руси. Здесь почти все люди знали грамоту, и даже маленькие дети ходили учиться писать и читать в школы. Об этом историкам стало известно после обнаружения большого числа берестяных грамот. Это были небольшие по размеру кусочки бересты, которые новгородцы использовали для письма.

   На этих грамотах они писали специальными заострёнными палочками. Эти палочки назывались писалами, и ими просто процарапывали нужный текст. Стереть этот текст было невозможно и поэтому новгородцы старательно изучали грамоту, чтобы делать меньше ошибок. Археологи нашли школьную тетрадь новгородца Онфима, который учился писать и при этом рисовал на бересте разные детские рисунки.

   Но чаще на берестяных грамотах находят купеческие записи, расчёты, отчёты, и просто сообщения родственникам и знакомым. Благодаря этим грамотам учёные узнали многое о жизни простых новгородцев.


Проверь себя

Задание №1

Что такое Кремль?

Ответ:

Кремль − укреплённый центр древнего русского города. Внутри кремля располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

Задание №2

Какие сооружения украшали древний Киев?

Ответ:

Киев украшали соборы, золотые купола церквей, деревянные терема с затейливой резьбой.

Задание №3

Как было организовано управление древним Новгородом?

Ответ:

Древним Новгородом управляли посадники, которые были избраны боярами на вече.

Задание №4

В чем важность находок берестяных грамот?

Ответ:

Грамоты рассказали учёным о жизни древних новгородцев, о том, как управлялся город и чем занимались его жители.


Задания для домашней работы (на выбор)

Задание №1

Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).

Ответ:

   Меня зовут Доброжир и я живу в Новгороде. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать” десять раз. Учитель у нас строгий, но справедливый.

   Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам, как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьёт учеников по затылкам.

   Но учителю почему−то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учёбе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.