Ответы к странице 70

Задание №•

По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове.

Ответ:

План рассказа о М. В. Ломоносове
1. Рождение и детство Ломоносова
2. Ломоносов отправляется в Москву
3. Талантливый ученик
4. Гениальный учёный
5. Достижения Ломоносова
6. Память о Ломоносове

   Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году возле города Холмогоры, на русском севере. С детских лет мальчик ходил в море вместе с отцом и его всегда интересовали чудеса природы, которые он наблюдал. Михаила занимала смена дня и ночи, тайна полярного сияния и многое другое.

   В 11 лет мальчик стал учиться грамоте и его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского. Вскоре он был лучшим чтецом в деревне и заслужил уважение односельчан.

   В возрасте 19 лет юноша, вместе с рыбным обозом отправляется пешком в Москву, где поступает в Славяно−Греко−Латинскую академию, выдав себя за дворянина. Это было единственное место, где талантливый юноша мог выучить латынь.

   Очень скоро на талантливого ученика обратили внимание и его послали на учёбу в Германию. По возвращении из−за границы Михаил Васильевич остаётся работать в Петербурге. Он показал себя учёным, талантливым во всех областях. Он занимался химией, физикой, астрономией, геологией, и многими другими науками, писал картины и стихи.

   Именно благодаря ему стала развиваться отечественная наука и по его предложению был открыт Московский университет, сейчас носящий имя этого великого учёного.

   Ломоносов постиг многие тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера. Учёный организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Заслуги учёного признаны во всём мире, в его честь открыты десятки памятников, названы улицы, проспекты и даже города. Ежегодно золотая медаль его имени присуждается выдающимся российским учёным.


Работа с исторической картой

Найдите  на  карте  (с. 58—59)  родину М. В. Ломоносова. Представьте себе путь Ломоносова до Москвы.

Ищем Архангельск и смотрим по руслу реки Северная Двина, ищем Холмогоры. 


Обсудим!

Задание №1

А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Почему? Каково ваше мнение о М. В. Ломоносове?

Ответ:

   Александр Пушкин сказал это так: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Михаил Ломоносов был исключительным человеком. Он занимался самыми разнообразными науками: филологией, физикой, историей, химией, астрономией, искусствоведением, географией. Кроме того, он являлся первым русским учёным. Сложно представить, как ему удавалось заниматься всем и сразу. Такое количество наук представлено только в университете. Именно поэтому Пушкин сравнил Ломоносова с университетом.

   Лично я восхищаюсь Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Чтобы знать и изучать такое количество наук нужно обладать большим трудолюбием, целеустремлённостью, любознательностью и смелостью (не бояться ничего нового).


Проверь себя

Задание №1

Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

Ответ:

Михаилу Васильевичу Ломоносову помогло большое трудолюбие, целеустремлённость, любознательность.

Задание №2

В чем были трудности учебы в то время?

Ответ:

Получить образование могли только дворяне. Обучение проводилось на латыни, профессоров было мало, да и учеба стоила немалых денег.

Задание №3

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Ответ:

   Учёный далеко продвинул развитие физики, химии, астрономии, геологии, истории. Открыл атмосферу на планете Венера. Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством простроили фабрику цветного стекла. Также ломоносов писал стихи и оды. Он сказал новое слово в российском стихосложении.


Задание для домашней работы

Задание №1

Узнай, по каким специальностям обучаются студенты в МГУ имени М. В. Ломоносова.

Ответ:

   Студенты МГУ получают образование во многих областях: математики, физики, кибернетики, химии, биологии, почвоведения, геологии, географии, медицины, истории, филологии, философии, экономики, юриспруденции, журналистики, психологии, регионоведения, социологии, управления, политики и политологии и т. д.