Наши проекты
Номер 14
Наш край (город, село) в годы Великой Отечественной войны.
Ответ:
Нижний Новгород в годы Великой Отечественной войны
В период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. город Нижний Новгород носил имя Горький и внес большой вклад в Победу над противником. Именно здесь был создан уникальный военно−промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо.
С первых дней войны промышленные предприятия города Горького были переделаны под выпуск продукции для фронта. Все промышленные предприятия г. Горького начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Государственный Комитет Обороны обязал завод «Красное Сормово» полностью перейти на выпуск средних танков Т−34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии. Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т−34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы.
Средний танк Т−34
Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12 038 танков Т−34. В годы войны завод увеличивал выпуск боевых машин и работал над их усовершенствованием: в конце 1943 г. модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85−миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т−34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод и другие. Танк Т−34 признан специалистами лучшим танком второй мировой войны.
В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок.
В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т−60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т−70. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки СУ−76 и СУ−76м.
Самоходная Артиллерийская установка СУ−76
В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля−вездехода ГАЗ−64 был создан броневик БА−64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. С осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал минометы. В 1941−1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней. ГАЗ обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941−1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.
Завод ГАЗ после окончания немецких бомбардировок
С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ−3. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА−5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА−7. Всего за 1941−1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолетов типов ЛаГГ и Ла. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный − выпускал корпуса мин.
Истребитель ЛА−5
В выполнении военных заказов участвовали все промышленные предприятия области. Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.
Активно в годы войны развивалось движение двухсотников, зародившееся в предвоенном Горьком и распространившееся на всю территорию СССР. Особый размах оно получило на Горьковском автозаводе, «Красном Сормове» и авиационном заводе. Также развивалось и стахановское движение, одним из зачинателей которого был автозаводец А.Х. Бусыгин.
Горьковчане принимали активное участие в сдаче крови для переливания раненым воинам. В донорском движении активное участие принимали работники ГАЗа, заводов «Красное Сормово», имени С. Орджоникидзе, «Красная Этна» и др. Всего за годы войны на фронт было отправлено 92 202 литра крови.
В течение второй половины 1941−1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков−учащихся средних школ. Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников Горьковской области в Победу над врагом.
Горьковский рубеж обороны
В годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту 38 318 танков, САУ, бронемашин; 43 688 минометов; 16 324 самолетов; 27 подводных лодок; 109 636 автомашин; 85 722 радиостанций, а также около 101,7 тысяч артиллерийских орудий; 1165 «катюш», 3 бронепоезда, более 150 млн. боеприпасов и многое другое.