Страница 140 § 33. Передвижение веществ у растений

ВСПОМНИТЕ

1. Из каких веществ состоят организмы?

Ответ:

Из воды, органических и неорганических веществ.

2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

Ответ:

Вода, минеральные и органические вещества.

Вопросы на странице 141

1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Ответ:

Проводящая система растений соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. Корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. (Учебник с. 141-142)

2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Ответ:

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — это длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились. Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре с внутренней стороны. (Учебник с. 141)

3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Ответ:

Органические вещества, накопленные в семенах, служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов. (Учебник с. 141)

    1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Ответ:

Вода с минеральными веществами всасывается корнями растения при помощи корневых волосков и по сосудам продвигается вверх, к листьям. Из устьиц вода испаряется, а минералы усваиваются растением.
Органические вещества вырабатываются в листьях при фотосинтезе и по ситовидным трубкам идут из листьев к корням растения.

    2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Ответ:

Через устьица вода испаряется, этим создается разница в осмотическом давлении листа и корня, давление в клетках листа понижается. В результате разницы давлений происходит всасывание воды с растворенными в ней минеральными веществами корневыми волосками и ее передвижение из корня в листья.

ПОДУМАЙТЕ! Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Поврежденные места замазывают садовым варом, чтобы предотвратить соковыделение. Все питательные вещества в таком случае будут проходить через неповорежденные участки дерева.
При кольцевом повреждении коры весь поток питательных веществ прерывается. Деревья погибнут, если не применить особые и быстрые способы лечения. Прежде всего делают так называемую прививку мостиком. Черенки такой же породы заготавливают до распускания почек и хранят во влажных подвалах. В конце апреля – начале мая, когда начнётся сокодвижение, по длине повреждения вырезают черенки, затачивая односторонними косыми срезами их концы. На коре дерева делают продольные разрезы коры и вставляют концы черенка. Всего на каждое дерево ставят 2-4 моста, плотно обвязывают место прививки и обмазывают садовым варом. Сросшиеся черенки становятся проводниками питательных веществ, быстро утолщаются. Можно использовать порослевые побеги, вырастающие внизу повреждённого дерева. Верхнюю часть их обрезают, заводят под верхний край коры, плотно обвязывают. Можно залечить свежие повреждения, обмазав их садовым варом, смешанным с гетероауксина – на 1 кг вара 50-100 мг гетероауксина. Остывшим варом тщательно обмазывают раны, обвязывают плёнкой.

Страница 142. Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна — древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Ответ:

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
Вывод. Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки.

Опыт 2. Вырежите кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91). О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

Ответ:

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания кольца коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.