ГЛАВА 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов

Страница 24 § 6. УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

ВСПОМНИТЕ

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ответ:

Лупа, микроскоп, телескоп.

2. Для чего их применяют?

Ответ:

Их применяют, чтобы увеличить объект и рассмотреть то, что человек не может увидеть невооруженным глазом.

Страница 25

1. С помощью каких приборов изучают клетки?

Ответ:

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы – микроскоп и лупу. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно. С помощью микроскопа можно изучить строение клетки.

2. Что представляют собой лупы и какое увеличение они могут дать?

Ответ:

Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные. Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект в 2-20 раз. Штативная лупа может увеличить объект в 10—20 раз.

3. Из каких частей состоит световой микроскоп?

Ответ:

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса. В верхней части тубуса находится окуляр. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?

Ответ:

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 8, а на объективе — 20, то кратность увеличения будет составлять 8 20 = 160.

Задание

Найдите в энциклопедиях или Интернете, какие ещё увеличительные приборы используют современные учёные. Подготовьте короткое сообщение.

За несколько веков существования микроскопа, исследователями было создано кардинально отличающиеся виды этого прибора. А именно были изобретены оптические, электронные, сканирующие зондовые, рентгеновские.
Оптический микроскоп представляет собой самую простую структуру, а также является одним из самых недорогих вариантов, такое устройство способно увеличивать объект в 2000 раз. Именно такие устройства используются во время учебы. Для увеличения используется луч света.
Электронный – по сравнению с оптическим представляет собой усовершенствованное устройство, способность к увеличению объектов достигает минимум в 20000 раз. В отличии от оптических в данном устройстве для увеличения используется пучок электронов.
Сканирующие зондовые – благодаря данному устройству можно получить 3-х мерное изображение, с максимально точными характеристиками объектов.
Рентгеновский – изучает объекты размер, которых приравнивается к размеру рентгеновской волны. Данное устройство способно не только описывать структуру, но и рассказать о химическом составляющем исследуемого объекта.

ПОДУМАЙТЕ! Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. А через непрозрачные предметы свет не проходит , соответственно, изображения мы не увидим.

Страница 26

Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Ответ:

Их клетки видно под лупой, они довольно крупные.

2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Сравните увиденное с рисунком 11, зарисуйте в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Ответ:

Зарисовываем рис. 11. Клетки мякоти плодов томата имеют круглую форму.