Страница 28 § 7. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ
ВСПОМНИТЕ
1. Что такое химический элемент?
Ответ:
Химический элемент — это вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
2. Какие химические вещества вам известны?
Ответ:
Вода, кислород, углерод, белки, жиры, углеводы.
Страница 29
1. Каких химических элементов больше всего в клетке?
Ответ:
В клетках больше всего углерода и водорода, так как это основа органических веществ. Есть еще кислород и азот. Вместе они составляют до 98% массы клетки.
2. Какую роль в клетке играет вода?
Ответ:
Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ. Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.
3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?
Ответ:
Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др. Эти неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.
4. Какие вещества относят к органическим?
Ответ:
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Они входят в состав всех живых организмов. Сначала считали, что органические вещества образуют только живые организмы, поэтому их и назвали органическими. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.
5. Каково значение органических веществ в клетке?
Ответ:
Углеводы — важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках — крахмал и сахара, они также относятся к углеводам.
Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках.
Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия.
Нуклеиновые кислоты играют ведущую роль в сохранении наследственной информации и передаче её потомкам.
6. Что указывает на общность живой и неживой природы?
Ответ:
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.
ПОДУМАЙТЕ! Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
В малюсенькой клетке синтезируются и претерпевают изменения различные химические вещества, поэтому ее сравнивают с миниатюрной природной лабораторией.
Страница 30. Моя лаборатория
Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
1. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
Ответ:
Пары воды.
2. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Это значит, что в состав растений входят еще органические и минеральные вещества.
Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
1. Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
2. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
3. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.
4. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
5. Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 14).
6. Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
Страница 31
7. Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
8. Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.
Вывод: в химический состав растений входит вода, органические вещества, в том числе крахмал и жиры, минеральные вещества.
Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?
В состав семян растений входит вода, органические и минеральные вещества. В семенах растений перобладают по процентному соотношению органические вещества, а из них больше всего жиров.
Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».