Ворона и Лисица. Ответы на стр. 80-81

1. В чём мораль басни Ворона и Лисица?

Мораль, басни изложена в начале произведения и заключается в строках: “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок, в сердце льстец всегда отыщет уголок». То есть, сколько бы ни говорили о том что льстить плохо и вредно, всегда найдётся тот кому лесть приятна и кто поддастся на нее.

2. Какова причина, по мнению баснописца, внезапного интереса Лисицы к Вороне? Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.

Причина внезапного интереса Лисицы к Вороне в сыре, которая та держит в клюве. Лиса голодна, ей хочется отведать сыру. Автор учитывает повадки, особенности поведения зверей. Лисица ведет себя осторожно, боится спугнуть Ворону, подходит к дереву, на котором та сидит на цыпочках, говорит тихо, чуть слыша, вертит хвостом, не сводит с Вороны глаз.

3. С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?

Лисица преувеличивает достоинства Вороны, так как с одной стороны, очень хочет расположить ее к себе, завоевать ее доверие, с другой стороны, она пытается усыпить бдительность Вороны, отвлечь ее скрыть свой истинный интерес, свое желание завладеть сыром.

4. Кто из зверей заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?

По моему мнению, большего осуждения заслуживает все-таки плутовка Лисица. Нехорошо использовать чьи-то слабости для того, чтобы добиться каких-то своих целей, извлечь выгоду для себя, это неправильно и нечестно. В конце концов Лисица могла просто попросить Ворону поделиться сыром. И как знать, может быть, та бы ее угостила. А так получается что Лисица добилась своего, отобрав весь сыр и оставив Ворону терзаться ощущением, что ее одурачили, испытывать злость и досаду.

5. Какие черты характера персонажей передаёт художник А. М. Каневский на своей иллюстрации к басне?

Лисица хитра, ловко умеет притворяться, художнику удалось передать якобы испытываемое ею умиление-и восхищение Вороной. Ворона глупа доверчива, падка на лесть, склонила голову, внимательно прислушивается к сладким словам Лисицы.

6. Найдите в электронном приложении и прочитайте басни, написанные известными поэтами XVIII века Тредиаковским и А.П. Сумароковым. Охарактеризуйте язык этих басен. Определите значения непонятных вам слов с помощью словаря устаревших слов.

В басне В. К. Тредиаковското:

негде - где-то
унесть - унести
кое - которое
домочься - достичь
вешбу - мудрость, способность к предсказаниям,
впредки - впредь,
буде - если,
глас - голос,
доброт - добрых качеств
достойну - достойную,
мня - считая
кракать -каркать,
оною - той.

В басне А. П. Сумарокова:

кус - кусок,
вспряну - воспряну, вскочу
лицемерья - лицемерия,
паче -больше
стократ - много
сию- эту
уста -рот.
Басня В. К. Тредпаксвского наиболее сложна для чтения и понимания, потому что в ней очень много устаревших слов и конструкций. Басню А. П. Сумарокова воспринимать гораздо легче, по языку, ритму и стилю она близка к тем басням, которые мы привыкли читать.

7. Проведите сопоставительный анализ басен В.К. Тредиакоиского, А.II. Сумарокова, И.А. Крылова по плану.

Все баснописцы не дают объяснений, откуда у Вороны/Ворона оказался кусочек сыру. В. К. Трелиаковский: «Негде Ворону унесть сыра, часть случилось». А. П. Сумароков: "Ворона сыра кус когда-то унесла". И. А. Крылов: "Вороне где-то Бог послал кусочек сыру».
У Тредиаковского характеры персонажей практически не обозначены. Лиса показана льстивой и расчетливой, она насмехается над Вороном, получив свое. Ворон надменен, то есть высокомерен. У А. П. Сумарокова сделана попытка обрисовать характеры героев. Лисица хитра, ее привлекает трудность задуманного, она отличается целеустремлённостью, красноречием. Ворона глупа и простодушна, податлива на лесть и похвалы. У И. А. Крылова Ворона задумчива и очень восприимчива к лести, тщеславна, а Лисица хитра, лукава, недаром автор дважды называет ее плутовкой.
В басне Тредиаковского речь Лисы передается косвенно, автор просто перечисляет то, что она сказала. Оставляя лишь последнюю реплику, где Лиса намекает Ворону, чтобы он запел. В баснях А. П. Сумарокова и И. А. Крылова слова Лисы приводятся в форме прямой речи. Очень живописны и разнообразны похвалы у А. П. Сумарокова: Лиса сравнивает Ворону с павлином и попугаем, то есть птицами, у которых очень яркое оперенье. Выразительнее всего речь Лисы передана у И. А. Крылова - она и говорит «сладко, чуть дыша», старается зачаровать Ворону, вскружить ей голову. Поэтому она употребляет много ласковых обращений (голубушка, светик, сестрина) и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шейка, глазки, перушки, носок, голосок), восхищается и внешностью Вороны, хваля каждую ее часть, ее предполагаемый голос.
У А. П. Сумарокова - в середине басни в виде вставной конструкции в скобках: «Нелестны похвалы приятно нам терпеть». У И. А. Крылова - в начале басни: «Уж сколько раз твердили миру, что-лесть гнусна, вредна, но только все не впрок и в сердце льстец всегда, отыщет уголок". У В. К. Тредиаковского морали в басне нет, она не сформулирована, не высказана.