Строфа, стр. 264

1. Прочитайте по одной строфе из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», вступления к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка». Сколько стихов в каждой из прочитанных вами строф?

В каждой строфе 4 строки. Авторы используют парные рифмы.

2*. Напишите словарную статью «Строфа», опираясь на материалы раздела.

Строфа-это сочетание строк в стихотворении, которые объединены общей темой.
Строфа имеет одинаковое количество строк, расположение рифм и законченность мысли.
Минимальное количество строк в строфе -две строки, называется двустишие-дистих. Альтернативный минимальный размер строфы-это терцет, трёхстишие.
Самый распространённый размер строфы-четверостишие, катрен.
Квинтет-пятистишие.
Секстина-шестистишие.
Септима-семистишие.
Октава-размер 8-мь строк.
Нона-размер из 9-ти строк.
Децима-размер из 10-ти строк.
Одическая строфа-десятистишие.
Максимальный размер строфы-14-ть строк или "Онегинская строфа".
Существуют балладная строфа, сонет( 14-ти стишие), сапфическая строфа, рондо( 15-ти строчный стих), алкеева (античная) строфа, королевская строфа, нетождественные строфы и астрофизм, без симметричного деления на строфы.

3. На какие смысловые части можно разделить стихотворение Некрасова «Тройка»? О чём говорить в каждой части? Дайте им названия.

Это произведение можно разделить на четыре основные части.
Первая часть - " Желание любить и быть любимой"
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать забило сердечко тревогу —
Все лицо твоё вспыхнуло вдруг.
Это, как мы видим, идет обращение к молодой женщине, которая стоит в стороне от всех своих подруг и смотрит все время на дорогу. Девушка- крестьянка печальна, но вдруг ее сердце чем-то встревожилось. Автор проявляет глубокий интерес к этой девушке. Здесь показана близость автора к своему народу, к его проблемам, чаяниям, бедам и горестям.
Вторая часть - "Привлекательная и милая девушка".
Некрасов описывает ее внешность: молода, черные локоны, в волосах лента алая вьется. Всякий может на нее заглядеться, до чего она мила и прекрасна.
Третья часть - "Конец мечтам" - переход от иллюзий к реальности жизни. Не будет красивой любви, жизнь ей уготована нелегкая и вся в работе и труде.
"Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика."
Поэт показывает условия жизни, которые ее ждут. Это трудности, безрадостные будни крепостной крестьянки, грязная и черная работа, выход замуж за простого мужика, рождение ребенка, и снова работа и работа.
"От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть..."
Эти строки показывают всю трагичность ее судьбы, как и тысячи других женщин, подобных ей, которые будут проживать такую же безрадостную жизнь в тревогах и печали. После тяжелой жизни ее ждет смерть от непосильного труда и всех страданий.
Четвертая и последняя часть произведения - " Жизнь, как тройка игривых коней" - это финал стихотворения, его кульминация. Здесь заключена главная мысль Некрасова. Он пытается донести до своего читателя сочувствие к главной героине и сострадание к ней. Проносится тройка, лихо, быстро, игриво, как сама жизнь. Девушка должна была прожить хорошую и полную жизнь с приятным молодым человеком, достойным ее. Но увы. Действительность такова, что девушке это не удастся воплотить в жизнь, крепостная жизнь - это бесправие и несправедливость. И избавиться от крепостного права ей невозможно. Некрасов показывает нам рабское существование женщин в период крепостного права. Этим заканчивается печальное и грустное произведение великого писателя и поэта.

4. Найдите в тексте стихотворения повторы, риторическое обращение и риторическое восклицание. Какие ещё художественные средства использует поэт? Какова их роль?

Повторы: "глядишь на дорогу" — "гляди на дорогу", "забило сердечко тревогу" — "в сердце тревогу", "за тройкой вослед".
Риторические вопросы: "что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?", зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?"
Риторическое восклицание: "тревогу поскорей навсегда заглуши".
Так же использованы художественные средства:
1. Эпитеты "жадно глядишь", "лёгкий пушок", "бежишь торопливо", "подбоченясь красиво", "взгляд полный чар", "жизнь полна и легка", "неряха мужик", "муж-привередник", "тупое терпенье", "перетянешь уродливо", "сон непробудный", "бессмысленный, вечный испуг";
2. Сравнение "как ночь";
3. антитезы "забило тревогу" — "тревогу заглуши", "бежишь торопливо" — "не спеши", "на тебя загляделся корнет" — "к другой мчится корнет", "смотрит бойко лукавый глазок"— "выраженье тупого терпенья", "старика" — "юноши", "жизнь полна и легка" — "будут бить, в три погибели гнуть, работа чёрная и трудная, тяжёлый путь", "лицо, полное жизни и движения" — "бессмысленный вечный испуг".
Большое количество тропов Н А. Некрасов использует для того, чтобы создать яркие и реалистичные образы, передать драматизм описываемых событий.

5. Как вы думаете, почему последние две строфы начинаются с отрицательной частицы «не»?

Вполне логичное завершение этого стихотворения. Во всех строках читается безысходность, а последние две строфы это только подтверждают: не о чем напрасно мечтать, у тебя другая (тяжёлая) судьба. И эта сказка может и сбудется, но не в твоём случае.

6*. Почему стихотворение названо «Тройка»? Каков иносказательный смысл образа тройки?

Тройка – образ-символ. Образ тройки в народной традиции – это образ свободы, движения, он противоположен, контрастен по отношению к застою; это мечта. В конце стихотворения Н. Л. Некрасова звучит мысль о недостижимости счастья:
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, – И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога. Ещё тройка – символ упущенной возможности.