Тютчев, стр. 147-149
1. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Весенняя гроза»?
Геба - богиня юности дочь Зевса
Громокипящий кубок с неба, (гром, молнии)
Смеясь на землю пролила (дождь)
Таким образом Ф.И. Тютчев описывает грозу.
2. В стихотворении «Весенние воды» найдите повторы. В чём их художественно- выразительная роль?
В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчев многократно использует такую стилистическую фигуру, как лексическая анафора (повтор слов и словосочетаний):
Повтор союза «и» в 1-ом четверостишии начинается со слова «бегут».
1-ое четверостишие заканчивается словом «гласят»- с него же начинается первая строка 2-го четверостишия;
Вторая строка 2-го и первая строка 3-го четверостиший образованы повтором слов «весна идёт, весна идёт».
3. Проведите сравнительную характеристику стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и «Весенняя гроза» по данному плану.
План.
1. Перечитайте стихотворения. Определите их общую тему.
2. Запишите ключевые образы, передающие пробуждение природы в каждом из стихотворений. Какая часть речи встречается чаще всего в двух стихотворениях? Как вы думаете, почему?
3. Каким настроением проникнуты оба стихотворения, как оно передано поэтом?
4. Какие художественные средства использует поэт?
5. Какова главная мысль стихотворений Ф.И. Тютчева о весне? Сформулируйте её.
1. Основной темой стихотворений является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна.
2. Гром, образ которого присутствует в каждом четверостишии. В стихотворениях ключевым образом являются «воды». Для создания ярких образов весенних паводков и ручьёв автор использует олицетворение (воды «шумят», «будят», «бегут», «гласят»), а так же перифраз «мы молодой весны гонцы».
3. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное - она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит. В конце мы видим одушевлённое настроение автора
4. Олицетворение- особый вид метафоры, перенесение черт живых, одушевлённых существ на неодушевлённые предметы и явления. Метафора- перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста.
5. Тютчев показывает молодость и веселье, бурлящие и переливающиеся звуки грома и бегущих ручьёв, юность и озорство природы, и гром не страшный- он грохочет, «резвяся и играя», и раскаты «молодые», и дождик у него совсем маленький, свежий, весёлый.
Есть в осени первоначальной...
1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражён картиной вокруг. Произведение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.
2. Почему эту пору поэт называет «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.
В осенний период, как считает автор, красота природы расцветает более полно. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В строфе «И лучезарны вечера» Ф.И. Тютчев подчеркивает мотив яркого и непринуждённого света.
3. Убранное поле в стихотворении - «отдыхающее», и «… паутины тонкий волос/ Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание? Что означает эпитет «праздная»?
Поле - место, на котором что-либо выращивают. Идёт работа: пашут, сеют, пропалывают, собирают урожай. Поле- оно как живое, трудится оно. А когда собрали урожай и вспахали под зиму, поле отдыхает. Праздная борозда- пустая, ничем не занятая.
4. Какое настроение создаётся в стихотворении с помощью системы художественных образов?
С помощью эпитетов, сравнений, метафор, антитез и рифм, поэт передаёт картины осеннего периода под названием «бабье лето». Природа еще дарит тепло, но первые признаки холодов уже видны. Но всё ещё мы можем насладиться чудесными осенними пейзажами и картинами. А поэтому от стихотворения веют чувства гармонии, одухотворённости, спокойствия, умиротворения. Немного проступает чувство грусти и лёгкой печали.