Некрасов Крестьянские дети, стр. 260

1*. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему.

Некрасов поменял название «Детская комедия» на «Крестьянские дети» потому что в стихотворении он показал жизнь русского народа, то как трудились дети и взрослые.

2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что их удивляет в нём? Почему?

Детишек удивляет в нём то, что у него не усы, а борода. И то, что со своим помощником он обращается как с другом.

3. Найдите в тексте слова, передающие отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией их нужно читать? Почему?

О милые плуты! Как часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей.
Не ведают в детстве они.
Данные строки нужно прочитать с особой восклицательной интонацией. Потому что в этих словах передаётся отношение автора к детям.

4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их.

1) Голоса.
2) Испугались шпионы.
3) Знакомство.
4) Обратно на охоту.

5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей?

Примером для крестьянских детей являются их родители, которые работают в поле и рабочие люди, которые проездом рассказывают им разные истории: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит.

6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?

Нет, нельзя. В отрывке «однажды в студёную зимнюю пору», например, явно видно, что детям приходилось рано вставать, помогать родителям, несмотря на свой возраст. Дети тянули на себе, практически, все обязанности, что и взрослые.

7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

Основная идея стихотворения "Крестьянские дети" заключена в следующих строках:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.

8*. Как вы понимаете строки:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти- дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им «нет воли»? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь?

Честные мысли - это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее. Автор этих строк говорит о честности и правде, которою не все порой воспринимают верно, поскольку правда не всегда играет на руку тому или иному человеку. Любовь и злоба встречаются одновременно как враги и в тоже время друзья, они на противоположных берегах, но в тоже время сплетаются в крепкий узел.

9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации Лебедева.

==

10.Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова «Захарка» (цветная вклейка). Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?

На картине «Захарка» изображен мальчик, сын крестьянина. На вид ему около десяти лет, но его поведение похоже на поведение взрослого мужчины. Он изображен на сером фоне, а портрет выполнен в спокойных и теплых тонах, свойственных полотнам Венецианова. Внешность крестьянского сына нельзя назвать привлекательной. У него широкие скулы, большой нос, густые брови и очень пухлые губы. Зато в карих глазах виднеется ум и серьезность. Видно, что, несмотря на свой юный возраст мальчик весьма сообразительный и мудрый. Он похож на настоящего мужика, только в миниатюре. На мальчике теплая одежда, а значит на улице зима. Захарка одет в коричневую шапку, отороченную мехом, которая судя по всему ему велика. Из-под нее виднеются русые волосы. На руки надеты теплые толстые варежки, которые тоже, кажется, велики ему. Вполне вероятно, что мальчик донашивает одежду за братом, ведь он из крестьянской семьи, а значит, живет бедно. На плече Захарка несет топор, возможно, он идет помогать отцу или колоть дрова. Венецианов написал потрет мужественного, умного, решительного и независимого мальчугана. Захарка – сын крестьянина, но ведет себя достойно и с почтением.