В мире художественного слова Л. Н. Толстого, стр. 298- 299

1. Какие высказывания Толстого показались наиболее близкими и интересными? Почему?

Наиболее близким и интересным для меня является третье высказывание, потому что в нем указывается на умение выражать свои мысли кратко и точно. В какой-то степени оно созвучно со словами А. П. Чехова «Краткость - сестра таланта», то есть нужно уметь высказываться не просто кратко, а так, чтобы за короткими фразами скрывался глубокий, но понятный слушающему или читающему смысл.

2. Кто рассказывает историю Жилина и Костылина? Сам Толстой? Или его мысли высказывает другой рассказчик? Каким вы его себе представляете?

Нет, историю Жилина и Костылина рассказывает не сам Толстой. Его мысли высказывает другой повествователь. Он представляется не совсем образованным человеком, ведь в его речи, много просторечных слов и выражений: выправил отпуск (оформил), охотницкая вместо охотничьей, под кручь - под кручу и т.д.

3. С помощью каких художественно-выразительных средств создаётся портрет старого татарина в третьей главке рассказа?

Портрет старого татарина создается с помощью сравнений (бородка и усы белые, как пух, лицо сморщенное и красное, как кирпич, нос крючком, как у ястреба, идет как волк озирается) и эпитета (злые глаза).

4. Прочитайте фрагмент «Освобождение» (от слов: «Вгляделся — видит: ружья блестят...» до конца рассказа). С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Какие ещё средства художественной выразительности использует в этом отрывке Л.Н. Толстой? Для чего?

Состояние Жилина и атмосфера всего происходящего переданы в финале рассказа с помощью глаголов. Толстой употребляет метафоры, эпитеты, повторы, прибегает к фразеологизмам: собрался с последними силами, сердце оборвалось, закричал что было духу, себя не помнит, не доезжающие в чистом поле братцы.