ГДЗ к §14. Мы - многонациональный народ

Вспомним

Почему говорят, что нет больших и малых народов?

Ответ:

Потому, что все народы одинаково важны и ценны.

Обсудим вместе

Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

Ответ:

Важно, потому что люди всех национальностей имеют право достойно жить, каждый человек ценен.

Вопросы внутри параграфа

1. Как следует понимать утверждение, что русская культура помогает сплочению народов нашей страны?

Ответ:

Русская культура уходит своими корнями далеко в прошлое. В ней переплелись разные традиции и люди разных национальностей, которые оставили большой вклад в культуре.

2. Найди на карте учебника (с.94—95) эти территории.


1 − Чукотка;
2 − Дагестан.

3. Что означают слова «с кровавых не пришедшие полей»? О ком думает поэт, рисуя картину летящих в небе журавлей?

Ответ:

Эти слова посвящены солдатам, которые погибли на полях сражений и не вернулись домой. Летящие в небе журавли – это их души.

4. Как ты думаешь, почему многие приезжавшие в Россию иностранцы принимали её язык и культуру?

Ответ:

Россия очень интересная и дружелюбная страна. Она притягивает иностранцев своей красотой, своими людьми.

5. Как вы думаете, что было главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности?

Ответ:

Главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности, на мой взгляд, был опыт, ум, умение и преданность своему делу. Петр I часто приглашал на должности иностранцев, поскольку они были образованы и хорошо разбирались в работе.

Проверим себя

1. Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?

Ответ:

Все граждане России составляют один народ, который называют россиянами. Все народы изучают русский язык и для всех Россия - их родина.

2. Русский язык называют языком межнационального общения. Как ты это понимаешь?

Ответ:

На русском языке говорят по всей России, его изучают во всех российских школах, русский язык знают представители всех национальностей, потому русский язык и называется межнациональным.

3. Почему культура нашей страны называется многонациональной?

Ответ:

В состав России входит много народностей, и культура  нашей страны складывается из культур всех населяющих её народов, поэтому  культура нашей страны называется многонациональной.

4. Объясни, как складывается многонациональная культура. Какова роль русской культуры в истории России?

Ответ:

Многонациональная культура складывается из традиций и обычаев народов, населяющих Россию. Роль русской культуры в истории России велика, поскольку число русских превосходит другие национальности.

5. Что такое национальность? Кто её должен определять? По каким признакам?

Ответ:

Национальность - принадлежность человека к определённой нации. Признаки такой принадлежности - это язык, культура, часто  -  внешний вид, место рождения. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Таким образом, в Российской Федерации признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В классе и дома

1. Используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России».

Обычаи народов России.
Слайд 1. Россия – многонациональная страна
Здесь бы я рассказала о том, как много народов проживает в России и на каких языках они говорят. А потом бы я рассказала о самых многочисленных этносах и перешла бы к их обычаям.
Слайд 2. Русские
Это самый многочисленный этнос, который представлен во всех субъектах страны. Тут я бы отметила религию, религиозные праздники, обычаи, связанные с временами года и образом жизни.
Слайд 3. Татары
По численности этот этнос занимает 2 место в России. Татар много, но они не одинаковые: есть астраханские, есть крымские, есть сибирские и татары Поволжья. Здесь можно сказать об их религии и праздниках, например, про Сабантуй или Навруз.
Слайд 4. Башкиры
Еще один многочисленный народ, который проживает в основном в Башкорстостане. Они тоже мусульмане, как и татары, и имеют в целом те же праздники и обычаи + кони и кумыс.
Слайд 5. Чуваши
Этот этнос уникален тем, что является тюркским по сути, но в тоже время исповедует православие.
Слайд 6. Тувинцы
Это тоже тюркский народ, который проживает в Сибири и на Алтае. Их образ жизни тесно переплетен с обычаями, традициями, скотоводческой деятельностью.

2. Объясни, почему национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека.

Национальность дана нам с самого рождения. Мы ее не выбирали, а, следовательно, это и ни недостаток и ни заслуга. Все люди одинаковые. и действия, взгляды и характер людей тоже не зависит от национальной принадлежности.

3. Выполни проект «Русский язык — язык межнационального общения». Найди в книгах и материалах Интернета высказывания о русском языке, принадлежащие людям, для которых русский язык — неродной. Подготовь плакат или компьютерную презентацию.

Русский язык объединяет всю нашу необъятную страну. На этом языке разговаривают около двухсот различных народов и национальностей, которые живут на территории России. Несмотря на большое количество этносов и огромную по площади территорию страны, русский язык стал языком межнационального общения. Есть государства с маленькой площадью и с небольшой численностью населения, где люди, живущие, буквально через дорогу, говорят и не понимают друг друга. России же удалось сплотить такое большое количество наций всего лишь одним средством – русским языком. При этом, не ущемляя права на существования родных языков других этносов, таких как хакасский, корякский, КОМИ, тувинский и многие другие. Определение «язык межнационального общения» я понимаю как возможность общения людей различных наций и народов между собой.

Практикум

1. Вместе с друзьями подготовьте плакат на тему «С чего начинается Родина». Представьте его в классе и на родительском собрании.

2. Разделитесь по своему желанию на группы и распределите задания:
1) Подготовьте сценарий праздника «Россия — Родина моя».
2) Подберите стихи о родном крае. Что вам известно о поэтах, авторах выбранных стихов?
3) Подберите иллюстрации, показывающие красоты вашего родного края. Что вы знаете об авторах подобранных картин?
4) Подберите записи музыкальных произведений о Родине. Что вам известно о композиторах, музыка которых вам нравится? Попробуйте исполнить какое−либо из отобранных произведений.
5) Проведите опрос среди одноклассников, что для них является символом Родины. Привлеките к опросу родителей. Интересные ответы поместите на плакате.
6) Составьте маршрут экскурсии «Знай свой край», выберите для этого самые любимые места одноклассников.

Пример
Стихи о родном крае.
Родина
З. Александрова
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями.
Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме. Работая прядильщицей, продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка», некоторые из них были напечатаны в 1926 г. Вскоре вышли две её книжки — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни» (1928).
Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 году написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей.
Для стихов и песен автора характерны многообразие тематики, непринужденность интонаций, мягкий лиризм.

Поезжай за моря−океаны
М. Исаковский
Поезжай за моря−океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье.
Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил своё обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь».
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».

Кремлёвские звёзды
С. Михалков
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!

С.В. Михалков родился 28 февраля 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей начал печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов−на−Дону) было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков возвратился в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. С 1933 года он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Вышел первый сборник его стихов.
30 декабря 2000 года президент В.В.Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова. Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков

3. Попроси своих родителей показать тебе паспорт гражданина России и рассмотри его. Свой паспорт ты получишь в 14 лет.

Рассмотри паспорт.

4. Подготовь плакаты «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина». (Эту работу лучше выполнить в группе одноклассников.)

5. Найди возможность принять участие в озеленении своего двора, школы, улиц города, посёлка, в котором живёшь. Вырасти рассаду для цветника.

Для озеленения района: устраивать субботники с семьей и соседями в парках, в скверах района (садить деревья, очищать от мусора, садить цветы). Для пришкольного участка: можно собраться классом и посадить там цветы, нужные растения, почистить его от сорняков и от мусора.

6. Выясни, какие знаменитые произведения национальной литературы есть у разных народов. Найди и прочитай хотя бы одно.

Франция − Песнь о Роланде
Италия − Божественная Комедия
Испания − Дон−Кихот
Чехия − Похождения бравого солдата Швейка
Германия – Фауст

7. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подбери иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; прослушай записи национальной музыки.

    Я расскажу про езидов. Этот народ проживает в северной части Ирака. Езиды считаются субэтносом курдов, а некоторые ученые считают их отдельным народом. Так или иначе они говорят на диалекте курского языка курманджи – эздики. Их религия уникальна – это езидизм, который возник на основе зороастризма. У них один бог. Езиды проживают на территории, которая принадлежит Иракскому Курдистану, а также в странах СНГ и в Европе. Дело в том, что езиды часто шли против Османской империи в войнах и поддерживали Российскую империю. Они всегда шли против курдов, которые, наоборот, поддерживали турок (в геноциде армян и ассирийцев). Поэтому езиды живут именно здесь. Точных данных о численности езидов нет. Считается, что они проживают на планете в числе 2 миллионов человек. Притом что еще часть зарегистрирована как арабы. Курды ни раз пытались ассимилировать езидов, но те сохраняли свою идентичность. Мусульмане считают их неверными. Но «езид» означает:
   а) народ султана Езида
   б) они происходят из города Езден.
   Их традиционная культура основывается на фольклоре и представляет собой молитвы, различные сказания и песни. У них есть музыкальные (духовые) инструменты, а для религиозных церемоний и обрядов они используют барабан. Езиды мужчины отпускают длинную бороду и длинные волосы в косе. Женщины носят рубахи, шальвары, несколько фартуков и головной убор в форме конуса.

8. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.

                       Мои любимые произведения
Мои любимый произведения - это веселые, шуточные произведения с сюжетами из жизни. Это "Денискины рассказы" Виктора Драгунского, рассказы Голявкина.