ГДЗ к §2. Отрочество - особая пора жизни

Вспомним

Чем отличается дошкольник от школьника? Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых?

Ответ:

Школьник – человек, посещающий школу. Он старше дошкольника, самостоятельней. Дошкольники не могут обходиться без материнского ухода и заботы. За ними постоянно нужно следить, чтобы они не попали в какую−нибудь опасную ситуацию. Взрослые заботятся о маленьких детях, одевают и кормят их, занимаются с ними.

Обсудим вместе

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.
• Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
• Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Ответ:

На мой взгляд, второе высказывание более точно характеризует подростка. Подростковый период отличается неспокойным характером. Подростки могут ругаться с родителями, потому что хотят сделать что−то по−своему. Родители же часто не слушают подростков и настаивают на своем.

Вопросы внутри параграфа

1. Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.

Ответ:

В качестве примера успешного человека, сделавшего себя «с нуля», я приведу пример Генри Форда – отца знаменитой марки американских автомобилей. С самых ранних лет Генри трудился, как простой рабочий, механик, а затем и инженер. В конце концов трудолюбие позволило ему открыть свой бизнес и стать по−настоящему великим человеком. Хотя Генри и был богат, но он всегда оставался человеком и относился к каждому своему рабочему с уважением.

2. Рассмотри репродукцию картины на с. 19. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

Человека на картине назвать самостоятельным и аккуратным невозможно. Все его потребности выполняет его слуга или жена. Он же ведет себя, как ребенок. В детстве он наверняка был безответственным и избалованным. Название «Свежий кавалер» художник явно дал картине с усмешкой.

Проверим себя

1. Кого называют отроком?

Ответ:

Отрок − юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности (10−14 лет).

2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Ответ:

Подростковый возраст называют переходным, потому что это переход из детства в юность, шаг ко взрослой жизни. 

3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

Ответ:

Самостоятельность может быть отрицательным качеством, если действовать необдуманно и глупо. Перед принятием самостоятельного решения необходимо взвесить все обстоятельства, и, если не уверен, посоветоваться со взрослыми. 

4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?

Ответ:

Человек должен быть самостоятельным, чтобы жизнь была легче, если придется делать что-то самому. Если мальчику научиться стирать и готовить, не будет необходимости ждать кого-то, кто это сделает за него. Ухаживать за младенцем так же нужное дело, ведь мальчик когда-то станет отцом и ему придется ухаживать за своим ребенком, как минимум помогать в этом супруге.

В классе и дома

1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?

Ответ:

Человек растет и привыкает быть самостоятельным, спрашивает меньше, что ему делать по жизни, но все так же пользуется советами более опытных.

2. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
период становления: до 20 лет (весна);
молодой человек: 20—40 лет (лето);
человек в расцвете сил: 40—60 лет (осень);
старый и угасающий человек: 60—80 лет (зима).
Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.

Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Поэтому он для доходчивости своей мысли и привел это сравнение.

3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?

Ответ:

Мама − это самый близкий человек на свете. Никогда не надо ругаться с мамой, а тем более не слушаться.
Тот умен, кто первый простит, кто первый уступит.
Вырастить успеют все, но детство никто не вернет.
Во−первых упрямство это в чем−то хорошо, но если впутывать в это непослушание, получается не упрямый человек, а любитель поспорить.
Советы взрослых нужно слушать, а не пропускать их мимо ушей. А на счет любимого выражения я не согласна. Олег еще вовсе не имеет такого опыта, как человек узнавший все проблемы бытия.
Оба персонажа наверное примерно такого же возраста, как и я.

4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

Ответ:

Желания, связанные с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжёлый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня−крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.

Ответ:

Мальчики вели себя очень не хорошо по отношению к девочкам. Девочки выполняли тяжёлые труд хотя его должны были исполнять мальчики. Поведение мальчиков не достойно поведению рыцарей.

6. Прочитай текст рубрики «Учимся общаться». Свойственны ли тебе описанные особенности? Составьте в парах памятку советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Ответ:

    Одним из самых надежных лекарств от стресса является хобби. От чтения, вышивания и вязания до рыбалки и художественной ковки. Пятнадцать−двадцать минут чтения или прослушивания любимой музыки − и проблемы уже не кажутся такими масштабными, а мысли приведены в надлежащий порядок. К слову, прослушивание музыки рекомендуется не только для поднятия настроения, но и для восстановления душевного равновесия. На звонок будильника вы можете поставить любимую зажигательную мелодию, но если вам необходимо успокоиться и придти в себя, послушайте тихие, неторопливые композиции, записи звуков природы, которые вам по душе. Во время прослушивания постарайтесь дышать глубоко, размеренно, оградиться от всего внешнего − эти минуты посвящены только вам и вашему миру. Приучите себя не пытаться решить все проблемы сразу и прямо сейчас. Ситуация вполне может показаться безвыходной, если вы не отделяете одну− задачу от другой, чем значительно увеличиваете масштабы бедствия в вашем сознании. К этому же пункту можно отнести постоянное откладывание «на потом» проблем, в любом случае требующих решения. Если вы не понаслышке знакомы с этим явлением, признайтесь в данной слабости самому себе и начните составлять списки дел на день. Так вы сможете увидеть реальную картину обстоятельств (не удивляйтесь, если обнаружите, что все не так страшно как казалось) и поймете, какие дела важнее, а какие могут немного подождать. Обязательно отмечайте выполнение или невыполнение поставленных задач, со временем это поможет правильно организовывать свой день и избегать множества стрессовых ситуаций. Хорошее самочувствие − это не только бодрый дух, но и здоровое тело. Если у вас нет серьезных проблем со здоровьем, требующих профессионального лечения, постарайтесь просто уделять внимание своему организму', поддерживая его рекомендованным вашим врачом комплексом витаминов и, по возможности, сбалансированным питанием. Не забывайте о спорте: если у вас нет времени на посещение различных фитнес−клубов, вы можете самостоятельно подобрать для себя десяти−пятнадцати минутный комплекс несложных упражнений для выполнения по утрам. И, конечно, не забывайте о том, что иногда поднять настроение и улучшить самочувствие может любая мелочь − сдача отчета без опозданий, смешная собака на улице или «смайлик» на запотевшем стекле в общественном транспорте. Главное − не замыкаться в себе и не забывать смотреть по сторонам.

Учимся общаться

Рассмотри рисунки на с.24. Как ты думаешь, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение? Как ведёт себя человек в другом случае? Какое чувство остаётся у собеседника?

На первой картинке человек доброжелательный. На второй же картинке человек не проявляет терпения. В результате этого собеседник напуган, взволнован.

Практикум

1. Подросток сидит развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Можно ли его назвать бесчеловечным? бескультурным?

Ответ:

Такое поведение можно описать как некультурное и бестактное. Действительно, его поведение можно назвать бесчеловечным. Во−первых, он проявил неуважение к старшему человеку. В этом виноваты родители, которые не научили сына вставать перед старшими людьми. Во−вторых, подросток не задумывается о том, что когда нибудь он тоже станет пожилым человеком. Его поведение говорит о неуважительном отношении к пожилым людям. Ему все равно, что о нем подумают другие люди.

2. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара.
— Я это терпеть не могу.
— Спасибо, но я это не ем.
— Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.

Ответ:

— Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.

3. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего.
— Ой, у меня это уже есть.
— Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому−нибудь.
— Спасибо, мне очень нравится.

Ответ:

— Спасибо, мне очень нравится.

4. Ты не согласен с товарищем. Что ты ему скажешь?
— Ты всегда говоришь чушь.
— с тобой не согласен и не хочу с тобой разговаривать.
— Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.

Ответ:

— Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.